Скульптор С. Т. Коненков. Часть вторая

Сергей Тимофеевич Коненков был в хорошем настроении, показывал много своих работ, среди которых были произведения, выполненные в Соединенных Штатах, а также творения последнего периода, созданные уже после возвращения из-за границы. Некоторые вещи еще были закрыты полотнищами - это новые, еще не законченные, находящиеся в работе произведения.

Коненков делился с нами воспоминаниями о прошлом, о первых днях становления Советской республики. Особенно запомнился ему эпизод встречи с Владимиром Ильичом Лениным при открытии мемориальной доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов" для Кремлевской стены.

Тогда, в 1918 году, В. И. Ленин выступал здесь с речью. Коненков решил показать нам и фотографию того памятного события, Жилая квартира скульптора находилась над мастерской и туда надо было подниматься вверх по длинной лестнице. Инспектор из министерства вызвался было сходить за фотографией. Но Коненков шутливо возразил: "Несмотря на свои годы, я в состоянии сходить сам. Если не верите, давайте поборемся, ну-ка, кто кого" И став в позу борца, он начал засучивать рукава своей рубахи. Естественно, наш услужливый молодой человек смущенно отказался от борьбы.

Коненков быстро взошел по лестнице и вскоре вернулся с фотографией, где он был запечатлен неподалеку от Ленина при открытии мемориальной доски в Кремле. Много теплых слов сказал Сергей Тимофеевич о вожде пролетарской революции, о его характере, манере разговаривать. Делился своими впечатлениями и о некоторых наших сегодняшних явлениях, о том, в частности, что "как-то пошел на Химкинское водохранилище отдохнуть, полюбоваться природой, подышать воздухом. Но, вероятно, массовики-руководители решили провести культурное мероприятие и включили на всю мощь репродукторы, транслируя музыку. Я люблю слушать русские народные и советские песни, но не тогда, когда люди приходят отдохнуть на лоно природы. Устал я очень от этой какофонии".

Так мы познакомились с удивительным человеком, уже старым (тогда ему было под девяносто),, но бодрым и жизнерадостным, со здравым разумом и светлой памятью, полного физических и творческих сил.
Спустя пять лет после появления у нас в Иркутске первой работы С. Т. Коненкова, мы получили новое его произведение "Портрет изобретателя радио А. С. Попова", изваянное им в мраморе в 1965 году. А еще позднее, в 1971 году, уже после смерти выдающегося скульптора, прибыла к нам в подарок от московского коллекционера Николая Кирилловича Величко замечательная скульптурная голова в дереве - "Женский портрет". Судя но смелости и бойкости резца, живости образа женщины - это одно из одухотворенных произведений Коненкова. Скульптура не   имеет даты   исполнения,   но   видимо, выполнена в предреволюционные годы, накануне Великого Октября.

21 марта 1974 года в доме № 28 по Тверскому бульвару, и Москве, где мы в свое время находились в гостях у здравствующего еще скульптора, была открыта мемориальная доска: "В этом доме с 1947 года по 1971 год жил и работал Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, иа>реат Ленинской и Государственной премий Сергей Тимофеевич Коненков". В этом помещении сохранилось все так, как было при жизни С. Т. Коненкова. В день столетия со дня рождения - 10 июля 1974 года - здесь был открыт мемориальный музей выдающегося советского скульптора.

Произведения Сергея Тимофеевича Коненкова находятся не только в его музее-мастерской в Москве, где жил и творил последние двадцать пять лет ваятель, но и во многих художественных собраниях нашей страны, особенно на его Родине - Смоленске, и за рубежом. Иркутский областной художественный музей гордится тем, что в его коллекции также имеется три работы талантливого мастера.