Художники-интернационалисты

Несколько десятков лет тому назад в Иркутский областной художественный музей поступила интересная фотография. На ней мы увидели знакомые лица иркутских художпиков И. В. Лодейщпкова, К. И. Померанцева, Н. А. Андреева, М. И. Дубинского и Б. И. Лебединского. Но были и неизвестные нам лица. А так как Борис Иванович Лебединский тогда еще здравствовал, то мы обратились к нему за разъяснениями. Он сообщил, что на фото, выполненном в 1920 году, члены Иркутского общества художпиков - иркутяне И. Г. Козлов и В. П. Половников, а также петроградские художники, находившиеся в то время в Иркутске, - М. И. Авилов, А. И. Стражник и Л. Ф. Лагутина. Лебединский сообщил также имена военнопленных художников, входивших в число Иркутского общества - венгра Ф. Кеббели и немцев М. Малица и Р. Шейна. По давности лет имена остальных иностранных художников он забыл. Говоря о художниках-интернационалистах, Борис Иванович заметил, что это были талантливые люди, которые участвовали в выставках 1919- 1920 гг. и особенно активно работали в период становления Советской власти в Иркутске.

В запасниках художественного музея имелись произведения художников, ставших во время империалистической войны военнопленными и высланных в Сибирь, и поэтому нас интересовала их жизнь в Иркутске. Из числа находившихся в Иркутске военнопленных нам удалось установить имена шестнадцати - живописцев, графиков и архитекторов. Всегда большой интерес вызывали художники-неоимпрессионисты, их выставки собирали много посетителей.

Из газет и журналов прошлых лет мы узнали, что с творчеством военнопленных художников иркутяне впервые познакомились в апреле 1919 года и вторично в конце этого же года на выставках произведений местного общества художников. На осенней выставке работы экспонировали шесть художников и два архитектора: Беккер, Малиц, Рейхенталь, Веепдорф, Ен, Куусеи, Адам и Шейн. В их произведениях были показаны пейзажи Иркутска и его окрестностей, портреты друзей по плену, аллегорические композиции и архитектурные проекты. Все они были проникнуты щемящей грустью по родине, тоской по прошлому, своим родным и близким. Уже сами наименования работ свидетельствовали о горькой боли людей, находившихся в плену, вдали от своей отчизны: «Прощание», «Слишком поздно», «Рабыня», «Курильщица опиума», «Несчастье», «Погребение», «Распятие», «Скорбь» и др. Основная группа художников была недовольна колчаковцами и выражала свои искренние симпатии большевикам.

При белогвардейцах военнопленные художники жили эа. пределами Иркутска, в лагерях, размещенных в сельской местности, и это сковывало их творческую инициативу. С установлением Советской власти общество художников помогло военнопленным переселиться из лагерей в город. В своем отчете председатель Иркутского общества художников К. И. Померанцев писал: «Художники общества организовали студию, призвали к совместной работе иностранных художников (бывших военнопленных) и дали возможность им переселиться из лагерей в город».

Таким образом, иностранные художники влились в коллектив иркутян и стали активно содействовать становлению Советской власти. Горожане в то время с нетерпением ожидали прибытия 5-й Красной Армии. Встречу стремились отметить торжественно, с почестями. Иркутск украшался транспарантами и плакатами, по эскизам членов общества художников строились арки и перекидывались тысячи гирлянд.