Выставки частных коллекций картин

В 1948 году у работников музея возникла идея организовать выставку живописи и графики из частных коллекций жителей Иркутска. В печати и па радио мы выступили с сообщением об ее устройстве. Но несмотря на широкое оповещение, на наш призыв откликнулось только два-три человека, да и то предложенные картины художественной ценности не имели.

Тогда иркутский художник Владимир Петрович Томиловский предложил организовать обход по квартирам. По его планам, за какое-то время мы доляшы были обойти весь город. Но окончательно был принят несколько иной вариант. Чтобы не заходить в помещения, мы начали осмотр квартир через освещенные окна. Правда, это было не совсем этично, но страстное желание выявить картины у местного населения не удерживало нас от нарушения приличий.

И вот начались наши путешествия. Окна первых этажей в сибирских деревянных домах в большинстве своем закрывались ставнями, а на вторых этажах наполовину занавешивались короткими шторами. Таким образом, с улицы хорошо просматривались стены и картины в золоченых багетных рамах. Естественно, что касается изображений на полотне, то их рассмотреть было невозможно. Освещая номер дома фонариком, мы записывали нужный адрес. Более полугода совершались наши прогулки по городу, было собрано большое число адресов.

Наконец, в воскресные дни с документами от музея мы явились к хозяевам. Увы, в большинстве случаев у них оказывались плохие копии или цветные репродукции, обрамленные иффектными багетными рамами. Из обилия просмотренных вещей удалось выявить лишь немного подлинных работ художников. Зато неожиданную пользу принесли нам посещения тех квартир, где произведения искусства отсутствовали. Жильцы сообщали адреса своих близких в знакомых, у которых, по их мнению, есть картины.

В общей сложности около года продолжалась подготовка к задуманной выставке. Многие из обнаруженных вещей имели плохую сохранность - прорывы и загрязнения, деформации холстов и осыпи живописи. Эти полотна мы бралн сразу в музей и передавали реставратору для восстановления. Как тут не вспомнить добрым словом нашего тогдашнего реставратора и хранителя фондов Георгия Ивановича Дудина? Он с большой ответственностью отнесся к своему делу и можно сказать возродил заново много произведений живописи.