Выставки частных коллекций картин. Часть третья

На выставке частных собраний экспонировалнсь академические работы Старцева. Здесь был также н его «Автопортрет», созданный уже в Сибири, несколько набросков, эскизов картин па исторические темы, рисунки, запечатлевшие окрестности Иркутска. Все яти  произведет! сейчас хранятся в стенах нашего музея.
Не знали мы ранее и о существовании художника Михаила Филипповича Панова (1844-1892), жившего и работавшего на Дальнем Востоке. На выставке были его два полотна, датированные 1886 годом - «Езда на собаках» и «Устье Амура. Вухта де Кастри».

В 1925 году от Иркутского общества художников в музей поступила картина «Берег моря». Автором ее являлся Аркуша, и мы пичего о нем не знали. Из рассказов оказавшихся в Иркутске дальних его родственников выяснилось, что Иоакми (Аким) Дмитриевич Аркуша (1861-1919) учился в Киеве, а затем был вольнослушателем Академии художеств. В 1896 году жил и работал в Якутске. Был первым профессиональным художником Якутии и преподавал рисование в якутском реальном училище. Умер в Якутске. Участник сибирских художественных выставок начала XX века. После закрытия выставки частных собраний картина Лркуши «Украинский пейзаж» оказалась в коллекции нашего музея. Теперь мы знаем не только биографические сведения о художнике, но и облик его по фотопортрету, храпящемуся в архиве музея и переданному нам в дар А. М. Акуловским.

В связи с организацией выставки частных собраний в музей от владельца Н. Ф. Андоиьева поступила картина «Увенчание Христа терниями». Долгие годы полотно считалось кисти неизвестного автора, и только в 1968 году научный сотрудник Эрмитажа И. В. Линник установила имя художника. Оказалось, что работа создана Хендриком Тербрюггеном (1588-1629) - голландским живописцем, предшественником великого Рембрандта и учеником выдающегося итальянца Караваджо. Сейчас это произведение считается жемчужиной нашего музея.

Уже в те дни, когда выставка работала, многие лица, заинтересовавшись ее успехом, приносили из своих собраний новые картины для экспонирования. В большинстве своем мы вынуждены были их не принимать, так как уже не было выставочной площади. Но владельцы доказывали, что по своим художественным качествам их вещи гораздо выше экспонируемых. Действительно, в некоторых случаях это так и было. Для размещения новых поступлений пришлось сделать в залах стенды и издать каталог дополнений к выставке частных собраний.