Коллекции Вишневского

Имя этого человека я ставлю в один ряд с именем В. П. Сукачева. Если В. И. Сукачев явился основоположником музея, то Вишневский, как никто другой из дарителей, приумножил его коллекцию. Почти двадцать лет он имел связь с Иркутским музеем и ежегодно от него поступали все новые и новые подарки. А наше с ним знакомство  я бы назвал совершенно случайным...

Однажды инспектор по музеям Министерства культуры РСФСР А. Ф. Червяков предложил мне: «Не желаете ли познакомиться с интересным человеком, большим знатоком искусства и коллекционером?» Конечно, я охотно согласился.

Вишневский жил в пригороде Москвы на втором этаже деревянного дома. Квартира состояла из нескольких комнат и большой застекленной веранды. То, что я здесь увидел, не часто встретишь даже в музеях. Живопись, скульптуры, предметы прикладного искусства... Картины были завернуты в целофан и подвешены на крюках под потолок. Один крюк ввертывался в подрамник, а второй, точно такой же, в деревянный потолок. Цепляясь друг за друга,, словно КНИГИ В стеллажах, картины создавали видимость навесного, чуть шевелящегося при нашем движении потолка. Среди картин - произведения выдающихся мастеров западноевропейского искусства, полотна почти всех известных русских художников. А сколько мебели, бронзы, художественных лаков! Здесь находились предметы из редких камней, стекла п фарфора, огромное количество медальонов, вееров XVIII-XIX веков европейских и азиатских стран. Я был совершенно ошеломлен. Захотелось бывать здесь еще и еще...

Хлопоты командированного отвлекали меня па день, но я договорился с Феликсом Евгеньевичем на вечерние посещения, И, конечно, один из первых вопросов, которые я задал хозяину, был о том, как удалось ему собрать такую значительную коллекцию? Он ответил: «По-разному, но больше всего по случаю. Бывало так, что приходилось связываться с дворниками: расскажешь им, в чем дело, и они несут со свалки мусора рваные загрязненные картины, особенно портреты различных вельмож, сановников. Ведь после революции не все считали, что это произведения искусства, а раз па портрете изображен «бывший», то его надо уничтожить. А при изучении оказывалось, что некоторые холсты принадлежали кисти Левицкого, Боровиковского, Кипренского, Рокотова, Тронинина и др. Многие произведения добывались через старожилов. Кое-что, не нужное (пе художественное), реализую через комиссионный магазин, а на вырученное там же приобретаю настоящие произведения искусства».