О художнике Михаиле Знаменском

В пятидесятые годы мне довелось тесно общаться с иркутским драматургом Павлом Григорьевичем Маляревским. Он беспредельно любил театр и хорошо знал сибирскую старину. Однажды он спросил, что мне известно о тобольском художнике Михаиле Знаменском? Я ответил, что имя это встречал в трудах сибирских ученых Потанина и Ядринцева, но творений его не видел. Однако в связи с тем, что Иркутский музей решил у себя, но возможности, иметь как можно более полное собрание произведений художников дореволюционной Сибири, Знаменский очень нас интересует, так как работ его в музее нет.

Маляревский показал мне подлинные работы М. С. Знаменского, которые хранились у него в библиотеке, в особой папке. Это были сатирические рисунки, посвященные похождениям какого-то "деятеля". Под каждым рисунком имелся сопроводительный текст, поясняющий проделки этого человека. Текст был написан кириллицей - буквами древпеславянского алфавита. Кроме того, здесь были акварели и рисунки в технике размытой тунги по археологии и этнографии народов Западной Сибири, представляющих предметы быта хантов, их типы, а также имелась обложка к альбому "Остяки" (ханты) Тобольской губернии".

Конечно, о приобретении музеем у Маляревского рисунков в то трудное послевоенное время не могло быть и речи, да мы и не посмели бы этого ему предложить, зная, что работы художника связаны для Павла Григорьевича е воспоминаниями об отце. Но видя мою заинтересованность, П, Г. Маляревский сказал: "Дар музею может осуществиться только после моей смерти, а сейчас выбирайте любой из рисунков".

Я начал внимательно рассматривать рисунки. Их было 22, но один под названием "Вид города Березова" принадлежал не Знаменскому, а К. В. Добровольскому. Стало жалко разбивать едипую коллекцию работ М. С. Знаменского, и я выбрал рисунок Добровольского.

А через год после этой встречи, весной 1961 года, П. Г. Маляревский скончался. Для нас, иркутян, это было печальной неожиданностью. Сравнительно нестарый, Маляревский находился в расцвете творческих сил и был полон больших замыслов. После скорбных траурных дней создалась комиссия по творческому наследию драматурга. Многое определялось Государственный архив, часть - в театр, кое-что отобрали для публикации.
Вспомнив свой давний разговор с П. Г. Маляревским, мы обратились в комиссию, и она определила графические произведения Иркутскому музею. Так мы стали обладателями двадцати одного рисунка и теперь заинтересовались этим художником глубже.

Михаил Степанович Знаменский (1833-1892), уроженец города Кунгура, принадлежал к демократическому лагерю художников, был близок к декабристам, жившим на поселении в Ялуторовске и Тобольске. В первые годы своего обучения он занимался в рисовальных классах Петербургской духовной семинарии, где учителем был академик Ф. Г. Солнцев, прививший Знаменскому любовь к старине и точному восприятию предмета в рисунке. Кроме того, значительную роль в освоении графического искусства сыграло общение будущего художника с мастером русской портретной гравюры Н. И. Уткиным. Вернувшись из Петербурга в свою родную Сибирь, Знаменский стал основательно работать не только как рисовальщик, но и как публицист, историк, археолог и этнограф.