Коллекция Величко

В предшествующей статье мы уже говорили, что летом 1965 года была открыта первая выставка подарков музею, а в 1977 году - вторая. На первой экспонировались яшвопнсь и графика русских и западноевропейских худояшиков, а па второй - только произведения древнерусского искусства XVI-XIX веков. В числе других подарков было 40 икон, прииадлежащих Николаю Кирилловичу Величко. И это только частичка тех многочисленных даров, которые преподнес Величко Иркутскому музею.

Так что же собой представляет коллекция Величко? Почему в экскурсиях по музею, статьях о сибирской сокровищнице, мы часто упоминаем это имя?

В Москве жил страстный любитель изобразительного творчества, большой почитатель редких изданий по вопросам искусства, врач по профессии Валериан Вадимович Величко (1874-1956). Его коллекция, состоящая из ценнейших произведений изобразительного искусства, размещалась в старинном московском особняке, где когда-то жил великий русский актер М. С. Щеп-кип и где бывали выдающиеся деятели русской культуры. Небольшая ирихожая и три комнаты старинного дома вмещали в себя несметные духовные богатства, собранные Валерианой Вадимовичем за долгую жизнь. Комнаты были заставлены множеством старинных шкафов с книгами и альбомами, а стены сплошь увешаны картипами, иконами и другими художественными предметами.

Врач Величко беспредельно любил искусство и приобретал все, что его интересовало. В дореволюционные годы он бывал на знаменитой.Сухаревке, где продавались картины, книги, скупал их у букинистов, а позднее, в годы Советской власти, собирал через комиссионные магазины и у частных владельцев. Зная страсть врача, его пациенты - художники, актеры, писатели - дарили В. В. Величко свои произведения. Среди них были полотна братьев А. и В. Васнецовых, М. Нестерова, П. Корина, С. Малютина, П. Петровичева, В. Рождественского, Л. Туржанского и других.

Валериан Вадимович за свои врачебные услуги платы не брал. Но из любви к искусству от даров не отказывался. Таким образом, в его собрании оказалось большое количество произведений русского, западноевропейского и восточного искусства различных времен.

Впервые мне пришлось посетить особняк В. В. Величко в 1965 году спустя несколько лет после его кончины. Таи многое было уже не так, нежели при жизни коллекционера. Еще при жизни врача его квартиру посещала художница Татьяна Алексеевна Маврина, которая также начала собирать произведения древнерусского искусства. О своем первом знакомстве с Вале-рианом Вадимовичем она пишет: «Большую роль в нашем собирательстве сыграло знакомство с доктором-коллекционером В. В. Величко. Познакомил нас с ним П. Д. Эттингер в 1939 году. Жил он от нас недалеко, за Центральным рынком, на горе. Идти по деревянной лестнице с перилами по старинке (сейчас таких лестниц в Москве не встретишь). Дом деревянный, типичный для серндины XIX в., широкий, вместительный, с мезонином. Когда-то принадлежал знаменитому актеру Щепкину, «знаменитому на всю Россию городничему». Бывали там и Гоголь, и Белинский, и Афанасьев. Приходили туда охотно и художники.

Дом этот более чем интересный, своего рода музей, «лавка древностей», если вспомнить Диккенса. Было такое впечатление, что его не ремонтировали со времен Щепкина. На косяках дверей выжжены свечкой кресты от «нечистой силы». Над дверями полукруглые окна, старинная мебель и все завалено книгами, начиная от входной двери с «музейной» медной ручкой. По стенам коридора висели картины в тяжелых золоченых рамках, в комнатах - старорусские иконы, пе темные для м,о-ления, но уже расчищенные, цветные. Те гке иконы, которые негде было повесить, лежали в штабелях в дальней комнате от пола до потолка. А на стене громадная репродукция «Мадонна» Рафаэля в черной рамке в рост. Каждая икона была аккуратно завернута в газету и перевязана накрест бечевкой».