Коллекция Величко. Часть вторая

Часть икон, принадлежащих В. В. Величко, впоследствии перешли в коллекцию Т. А. Мавриной и ее мужа Н. В. Кузьмина, также известпого советского графика. Давая характеристику своему собранию произведений древнерусской живописи, художница с теплым чувством вспоминает, как эти иконы когда-то выглядели в квартире В. В. Величко: «Есть у пас чиновные ангелы: и в рост, и поясные. Об этих двух поясных чудесных крылатых юношах я и напишу.

Я восхищалась ими много лет. Иконы висели очень высоко, под потолком, в большой комнате доктора-коллекционера В. В. Величко. Их крупные формы, большие цветовые куски напоминали Матисса и этим сплетались с современностью, моими вхутемасовскими вкусами и очень были привлекательны. Видны издалека».

После смерти Валериана Вадимовича все ценности были переданы единственному его наследнику - племяннику Николаю Кирилловичу Величко. Выполняя волю своего покойного дяди, Николай Кириллович определил коллекцию ценнейших произведений искусства и богатейшее собрание уникальных книг во многие музеи страны: в Государственный художественный музей Молдавской ССР - около 70 икон и картину Н. Пуссена; в Соловецкий музей-заповедник - 20 икон и коллекцию литографий с видами Соловецкого монастыря; в Дом-музей выдающегося живописца В. М. Васнецова - одиннадцать икон, книги с видами Москвы XIX века и комплекты журналов по искусству; в Музей А. С. Пушкина - гравюры и книги.

Несколько художественных произведений и мебель того времени вручены другим московским музеям: «Бородинская панорама» В. А. Тропинина - в Музей И. С. Тургенева; мемориальный Музей-квартира П. В. Гоголя в Москве обогатился уникальным ковром и книгами времен иисателя; до трех тысяч экслибрисов было передано в коллекцию библиотеки Н. А. Некрасова; в Пушкинский Дом в Ленинграде отправлены рукописи и редкие книги XVI- XIX веков; старинные книги переданы также в Ленинградский университет. Значительное число редчайших изданий было определено в библиотеку Московского Государственного университета, где в конце прошлого века на медицинском факультете учился В. В. Величко.

Но наибольшее собрание произведений искусства из коллекции В. В. Величко оказалось в Иркутском областном художественном музее. Если окинуть взглядом его экспозицию, то многие работы - из коллекции Величко. В разделе древнерусской живописи основное место занимают иконы, подаренные Н. К. Величко. Благодаря его дарам небольшой отдел русского искусства XVIII века стал значительно богаче. В экспозиции искусства начала XX века появилась замечательная скульптура С. Коненкова в дереве «Женский портрет».

Но самым богатым пополнением располагает отдел западноевропейского искусства. Здесь картппы неизвестного итальянского художника школы Караваджо «Три фигуры», французов Воувермана и Тройона, немца Рейнхардта и др. В числе даров И. К. Величко есть работы мастеров Китая, Яионии, Индии, Тибета, большое собрание древних монет. Им же переданы для пас альбомы гравюр русских и западноевропейских художников, а также множество разрозненных эстампов, среди них есть пробные оттиски мастеров гравюры.

В библиотеку музея от Величко поступило также множество редчайших книг и альбомов, среди них рукопись древнерусского евангелия XVI века в богатом кожаном переплете, обрамленном литыми бронзовыми украшениями по углам с цветной эмалью; уникальные немецкие, французские, итальянские и русские издания XVII-XIX веков. Они богато иллюстрированы гравюрами и литографиями известных художников.
К сожалению, немногое еще из коллекции Величко показано в экспозиции. Дело в том, что почти все работы в плохой сохранности. Большинство картин было свернуто в рулон, покойный собиратель не оставил на них ни описей, ни карточек. Причем большая часть произведений искусства безымянны, т. е. неизвестны их авторы, а на портретах - и изображения лиц.