Картины 60-70 годов 20 века

В последнее время коллектив Иркутского музея стремился как можно шире представить в своей экспозиции произведения ведущих советских художников 60-70 годов. У нас уже появились постепенно полотна Б. Неменского, В. Гаврилова, М. Бир-штейна, братьев А. и С. Ткачевых, А. Никича, А. Плотнова, В. Стожарова. Причем мы стремились пополнять свою коллекцию не рядовыми творениями, а по возможности, основными, этапными работами. К числу таких произведений, безусловно, относится картина В. Стожарова "Село Большая Пысса", полученная нами из Министерства культуры СССР в 1969 году Это полотно экс-нонировалось в 1967 году па Всесоюзной художественной выставке в Москве и тогда же было удостоено Государственной премии РСФСР имепи И. Е. Ренина.

Творчество Стожарова индивидуально и самобытно. Его произведения отличаются огромной влюбленностью в природу, необыкновенной жизнерадостностью и предельной цветовой насыщенностью. С каким наслаждением мы смотрим его русские натюрморты с самоварами, предметами народного творчества! Но самое глубокое впечатление оставляют его пейзажи русского Севера.

"Село Большая Пысса" - лучшее произведение художника. О нем с любовью говорил и сам автор. Особое внимание на это полотно обращали искусствоведы и его биографы. В своей Монографии, посвященной Стожарову, искусствовед Г. С. Кириллова пишет о картине иркутского музея так: "Кто хоть раз увидит картину Стожарова "Село Большая Пысса", тому непременно захочется побывать на этой деревенской улице, где весело глядят на мир окна в белых наличниках, в дружном соседстве стоят на горе деревянные уютные и приветливые домики, бродят по зеленому берегу вольнопасущиеся кони, река дарит прохладу.

Всмотритесь в это красочное полотно. Горячие, жаркие краски разлиты в нем. Цвета напряженные, густые, насыщенные до предела. Поражает великолепие и многообразие оттенков, которые художник увидел в цвете бревен домов, умение слить в единую гамму такие противоположные цвета, как оранжевый и фиолетовый, зеленый и красный, синий и желтый. Здесь нет ни одного цвета, не подходящего в унисон с остальными, а все вместе они создают мощный декоративный аккорд.

Умело автор пользуется приемом новатора, создающего определенный ритм: идущие друг за другом кони, разложенные в ряд лодки, повторяющийся рисунок окон и домов. Но ритм этот ненавязчивый, живой, в своем единстве заключающий многообразие. Словно повторяющиеся слова песни, действует завораживающе.