Художник Н. В. Лодейщиков

Кто бывал в Иркутском музее декабристов, тот обратил внимание на небольшое полотно "Въезд декабристов в Иркутск". На ангарской переправе у Московских ворот жители города летом 1827 года встречают декабристов - участников восстания на Сенатской площади. Мы не видим на полотне героев, боровшихся против деспотизма, они находятся в повозках. На высоком берегу Ангары стоят толпы горожан. Конные и пешие царские охранники не подпускают близко к узникам, хотя каждый из жителей стремится увидеть поближе "государственных преступников", как их тогда именовали. В фигурах иркутян, в их жестах и движениях видны благожелательность, сочувствие к ссыльным декабристам.

Создателем этого произведения является иркутский художник Николай Васильевич Лодейщиков (1881-1943), посвятивший все свое творчество любимому краю - Восточной Сибири.

Он родился на Урале в Пожевском заводе. Тринадцатилет  ним мальчишкой познакомился с приезжавшим туда Л. Е. Дмитриевым-Кавказским и работал некоторое время под его руководством, а в восемнадцатилетнем возрасте вместе с отцом, участником строительства Забайкальской железной дороги, выехал из Уфы в Слюдянку и Иркутск. С 1900 года занимался в школе живописи и рисования в Иркутске под руководством художников Н. И. Верхотурова и М. А. Рутченко, а  в 1903 году поступил в Петербургскую мастерскую живописи Л. Д. Дмитриева-Кавказского, того самого, у которого занимался в детстве на Урале. Проучившись четыре года, он возвращается в Сибирь.

Как самостоятельный художник Н. В. Лодейщиков первые принял участие на выставке в Иркутске в 1909 году, где показал два пейзажа - "Апгара" и "Иркут", а в 1913 году представил значительную картину "Зимой на Ангаре". Здесь видна уже рука зрелого мастера, обладающего высокой техникой живописи, художника-лирика, тонко чувствующего природу. С тех пор художник был постоянпым участником всех иркутских художественных выставок, многих всесибирских и некоторых столичных в Москве.

Волнуют Лодейщикова темы, связанные с родным Байкалом. При этом Байкал воспринимается им не только как красивый ландшафт. Он связывает с иим и многие сюжетные картины. Так, в 1910 году он создает картину "Последняя преграда". Измученный, оборванный беглый каторжанин, преодолев, наконец все препятствия на своем многострадальном пути, достиг Байкала. Новая преграда заставила его призадуматься - сможет ли он преодолеть еще и водное пространство? Как быть? Делать плот или раздобыть омулевую бочку и на ней переплыть Байкал?    Совсем,    как   поется   в   популярной сибирской песне...