Художник Н. В. Лодейщиков. Часть третья

Но художника волнует советская действительность, и в его творчестве появляются новые темы. Николай Васильевич Лодейщиков едет в деревню Мише-левка, где размещена бывшая Нереваловская фарфоровая фабрика и шшіет картины "Хайтинская фабрика" и "Старая и новая фабрика" (здесь контраст двух зданий - старого Переваловского, ветхого и полуразвалившегося, и нового, построенного в годы Советской власти, светлого двухэтажного, с большими окнами).

Прирожденный пейзажист, Лодейщиков создает и полотна жанрового плана - "Туристы на Байкале", "Чтение Конституции СССР рыбаками Байкала" и др. В этих двух байкальских пейзажах с фигурками туристов и рыбаков переданы солнце и радость жизни.

Начав с небольших картин, посвященных природе, Н. Лодейщиков пришел постепенно в своем творчестве к сложным композициям из истории прошлого нашего города. К их числу относится последняя картина, которую, к сожалению., художнику не удалось закончить, - "Осада Иркутского острога в 1Ь% году", рассказывающая о восстании сибирских крестьян, посадских и служилых людей Иркутска против произвола воевод.

Но даже по незаконченному полотну, хранящемуся в Иркутском краеведческом музее, видно, с какой искренней любовью и исторической достоверностью Лодейщиков стремился донести до нас события конца XVII века в Иркутске. И в "Осаде Иркутского острога", и в уже упоминаемом полотне "Въезд декабристов" художник передал дух того времени, прошлое Сибири.

В начале 1941 года в залах Иркутского художественного музея состоялась юбилейная выетавка, посвященная 60-летию со дня рождения и 35-летию творческой деятельности Н. В. Лодейщикова. Его искренние и бесхитростные работы глубоко трогали зрителя.

Свой творческий путь Н. В. Лодейщиков начал в первом десятилетии нашего века. Он был свидетелем создания в 1910 году Иркутского общества художников, участвовал в 1933 году в образовании единого Восточно-Сибирского Союза советских художников и был постоянным участником многих выставок. Николай Васильевич Лодейщиков внес значительный вклад в изобразительное искусство нашего края. Иркутский областной художественный музей бережно хранит в своем собрании до шестидесяти его произведений, отображающих наш край.