Художник Н. В. Лодейщиков. Часть вторая

В это же время художник создает замечательный эскиз "У священного моря". Вот что пишет об этой работе Д. А. Болдырев-Казаринов, художник и критик, работавший в Иркутске в первые годы Советской власти:

"...в лице Н. В. Лодейщикова, иркутского художника, склонны видеть один из довольно многочисленных уже примеров интуитивного постижения Сибири. Лодейщиков - русский, но вырос в Сибири, на берегу Байкала, в Слюдянке. Среди довольно многочисленных его картин и этюдов на сибирские темы особенно понравился один этюд к заду  манной картине "У священного моря". На крутом берегу Байкала спиною к зрителю сидят три бурята. Дальше, впереди них, - зеркальная гладь "священного моря", замыкающаяся в лучах заходящего солнца цепью снежных вершин. От этого этюда веет тем эпическим спокойствием, которое мы видели у Гуркина . Фигуры бурят (лиц не видно) кажутся каменными изваяниями, вросшими в землю. Нет ни тени натяжки или нарочитости. Случайный кусок берега, случайные интимно смотрящие березки. Но по силе и законченности производимого впечатления - это уже не этюд, а большая серьезная картина. Три бурята сидят и смотрят на Байкал. Бог весть о чем они думают, может быть, вспоминают былое величие их народа и мечтают о лучшем будущем, может быть, просто ожидают с моря друзей. Это интересно знать, но не нужно. Не в этом главное. Вся красота этого этюда - в прочной спаянности трех теряющихся на фоне Байкала фигур со всем лучезарным пейзажем".

Большая часть работ, созданных Лодейщиковым до Великой Октябрьской социалистической революции, посвящается Иркутску с его старинными деревянными домиками и обширными площадями. Если не считать многочисленных рисунков и этюдов, выполненных ранее, лучшим полотном, посвященным родному Иркутску, можно считать пейзаж "Зимой на Ангаре". В 1913 году он впервые был показал на выставке в музее Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества.

Здесь видна умелая рука зрелого мастера, овладевшего не только высокой техникой живописи, но и тонко чувствующего природу, колорит местного края. В те годы через Ангару по было моста. Летом ставили временные понтоны, а зимой переправа осуществлялась по замерзшему льду через реку. Этот зимний путь художник и изобразил в картине. Перед нами временные столбы электрических фонарей, пешеходы, везущие поклажу на салазках, бегущие трусцой лошадки в санной упряжке. Типичная сибирская зима с ее пушистой туманно-серебристой "кухтой" и оранжевыми просветами в предвечернем закате.

После установления Советской власти в Иркутске Н. В. Ло-дейщиков продолжал писать свой город, а также его окрестности, воспевать красоту природы - "Площадь декабристов", "Предместье Свердлово", "Набережная Ангары", "На грани города", "Сад у обсерватории", "Фабрика на окраине", "Уголок города", "Поля близ Иркутска", "Пахота у Саян", "Мельница па Аршане".