Художественное наследие

Иркутск издавна считался одним из культурнейших центров Сибири и Дальнего Востока. Начиная с XVII века его посещали научные, дипломатические в торговые экспедиции, в состав которых входили и художника. Они ннсади ааиораму города, пейзажи его окрестностей. Путешественник А. Мартос, прибывшим в 1824 году в тогдашнюю столицу Восточной Сибири, писал: «В числе прочих здесь находится хороший комнатный живописец а декоратор, оя ученик известного Скотти и весьма знающ в перспективе. Обновленная зала в городе расписана аль-фреско с особым вкусом его трудов».

К сожалению, нам неизвестно имя этого художника, но до нас дошли архивные и печатные источники, подтверждающие то, что в Иркутске были не только заезжие, но и свои неплохие живописцы. С появлением Иркутской епархии появились и своп икононисцы. Широко известна была, например, семья Харинских. Почти все они занимались иконописью и чеканным ремеслом, один из них упоминается в Иркутской летописи - «в 1790 году сентября 13 скончался славный иркутский живописец Федор Иванович Харинский».

У сибирской знати была большая потребность в портретах - нужно было запечатлеть генерал-губернатора и епископа, городского голову и полицмейстера, купцов и золотопромышленников и т. д. Поэтому уже в начале XIX века в Иркутске появились свои портретисты: М. Васильев, Н. Климов, Калмыкии, А. Нефедов, А. Якубовский, М. Песков и другие.

Интересна судьба Михаила Ивановича Пескова. Часть работ его кисти сохранились в музее. Некоторые из них имеют авторскую подпись и датированы 1854 годом: это портрет П. П. Сукачева с сыном, портреты купца и купчихи Лаврентьевых, военного губернатора Й. Б. Цейдлера, неизвестных лиц. Генерал-губернатор Н. Н. Муравьев направил Пескова в 1S55 году за казенный счет учиться в Петербургскую Академию художеств. Во время учебы Песков создал несколько исторических полотен: «Кулачный бой при Иване Грозном», «Воззвание Минине к нижегородцам», «Ермак сговаривает атаманов волжских шаек к походу в Сибирь», «Взятие Ермаком Искера», «Сибирский поселенец».

В Академии Песков участвовал в 1863 году в бунте «тринадцати» - «когда молодые выпускники отказались от заданной программы, далекой по своему содержанию от жизни, и вышли из Академии. Это была подлинная революция в художественном мире, невиданно дерзкий и смелый вызов старым понятиям об искусстве. «Протестанты» требовали, чтобы им предоставили возможность писать картины из самой жизни, стремились отразить в них животрепещущие вопросы современности. По выходе из Академии они образовали артель художников - своеобразную коммуну, где в совместном труде развивалось их реалистическое дарование». Однако вскоре Михаил Иванович заболел и за счет общих средств хядожников был отправлен па лечение в Ялту. Здесь он и умер в расцвете творческих сил в 1864 году, так и не проявив полностью своего таланта.