Художник Александр Викторович Моравов

В 1938 году в Иркутске на улице Карла Маркса появился магазин товарищества "Художник". Это было примечательное явление в культурной жизни города. Всероссийское кооперативное товарищество "Художник" к открытию магазина прислало несколько произведений выдающихся советских живописцев, Многие из картин были раскуплены организациями, а полотно "Подсчет трудодней" А. Моравова приобрел Иркутский областной художественный музей.

О Моравове мы уже знали, что это интереснейший художник, творчество которого обратило на себя внимание еще задолго до Великой Октябрьской социалистической революции. Александр Викторович получил образование в киевской художественной Школе, а затем в московском училище живописи, ваяния и зодчества. После его окончания принимал участие на выставках; товарищества передвижников. Его картины дореволюционного времени "Уборка картофеля" (1904), "Вязка снопов" (1905), "Тяжелые думы" (1908), "Ярмарка. Игрушечный ряд" (1914), "На своей полосе" (1916) посвящались тяжелому труду и горестной жизни бедного крестьянства царской России.

После Великой Октябрьской социалистической революции, которую он радостно встретил, Моравов написал в 1920 году картину "Заседание комитета бедноты", ярко характеризующую условия строительства новой советской деревни. Но наибольшую популярность сриобрело полотно "В волостном ЗАГСе" (1929), Картина отличалась глубоким оптимизмом и живописной сочностью.

Приобретенная музеем картина "Подсчет трудодней" - также о жизни советской деревни. В помещении правления колхоза у широко распахнутого окна разместилось шесть женщин. Трое из них сидят за столом, а остальные стоят в тени (такой композиционный прием создает пространственную глубину и контрастность солнечного освещения). Полуденное солнце озаряет веселые лица колхозниц. Шутя и балагуря, они подводят на счетах итог своего труда. Жаркий солнечный день, зелень цветов, яркая освещенность просматриваемого двора создают ощущение счастья бытия. В композиции видна тесная и дружная сплоченность трудового коллектива. Опытный живописец, Моч равов сочными и свежими красками показал нам жизнь колхозных женщин.

Знакомясь с творческой биографией художника, мы предположили, что "Подсчет трудодней" создано в тридцатые годы. Но точную дату исполнения мы не знали, так как на полотне была только подпись: "А. Моравов". В 1949 году, находясь в Москве, я посетил союзный Комитет по делам искусств. Здесь меня и представили художнику Моравову. Высокий, привлекательный И в свои семьдесят лет моложавый, Александр Викторович радушно откликнулся на наше знакомство. В разговоре я сообщил ему, что Иркутский музей обладает его картипой "Подсчет трудодней". Автор был обрадован этим известием и попросил выслать ему фотографию нашего произведения.