Картина "Соседки" Чепцова

Многие любители искусства больше знают Ефима Михайловича Чепцова (1875-1950) по его картинам, созданным в первые годы Советской власти: "Заседание сельской ячейки" (1924), "Переподготовка учителей" (1925) и другие. Острым художественным чутьем автор сумел найти общественный смысл произведений и в образах показать сложные годы становления советского крестьянства и интеллигенции Эти произведения открыли новую страницу в истории жанровой живописи советского периода. Увидев картину "Заседание сельской ячейки", А. В. Луначарский писал: "Стоя перед этой картиной, невольно говоришь себе: вот те, кто более всего способствовал победе революции! # И невольно проникаешься любовью к этим людям, как после прочтения книг Фурманова".

Еще в юношеские годы Ефим Чепцов получил определенную революционную закваску. Он поступил учиться в Академию художеств в самые бурные революционные годы, в 1905 году. После ее окончания молодой художник был отправлен для совершенствования мастерства в Италию и жил на острове Капри. Здесь Чепцов познакомился с А. М. Горьким и неоднократно встречался с русскими политическими эмигрантами. Эти незабываемые встречи очень повлияли на художника, помогли ему глубже разобраться в настроениях народа. Большое впечатление произвела на художника жизнь простых итальянцев. Это вдохновило его на создание нескольких полотен.

"Помню пылкие восторги Горького, - пишет в своих воспоминаниях беллетрист А. А. Золотарев по поводу чепцовской картины "Капри".- Он нам, литераторам, не давал прохода и всех посылал сейчас на Большую марину, где жил Чепцов. "Что, видели вы картину Чепцова? Каково, а? Как бы это словами сказать о красоте Каггои?" А тех, кто не видел, посылал учиться у художника умению видеть и передать другим ясно, : просто, бесспорно то, что видишь".

Судя по авторской подписи в правом нижнем углу картины - "Ченцов, Капри 1913", произведение "Соседки" Иркутского музея также принадлежит к серии каприйских работ. Как-то в журнале "Художник" появилась статья, авторы которой, рассказывая о жизни Чепцова на Капри, сообщили неизвестные для нас сведения об иркутской картине "Соседки".

"Каприйские работы Е. М. Чепцов выставил на весенней выставке 1913 года. За картину "На Капри" жюри присудило ему премию имени А. И. Куинджи, а совет Академии продлил ерок пребывания за границей. С мая по октябрь, 1913 года Е. М. Чепцов работает на о. Капри. Здесь он напнсал картины "Рыбаки", "Синьор Джузеппе и донна Винценца" и мало известную картину "Соседки" (1913). На террасе у дома, возле баллю-страды, в тени виноградных лоз и апельсиновых деревьев, сидят две женщины и мирно беседуют.
 
Одна из них полная, пожилая, а другая - молодая. Мало кто знает, что в образе молодой женщины изобразил армянку, бывшую слушательницу Бестужевских женских курсов в Петербурге Ш. Манучарьянц, вынужденную эмигрировать из России вместе со своим мужем Л. Старком. Ее муж был членом Петербургского комитета социал-демократической партии.