Картина Чепцова "Соседки". Часть вторая

"Помогала мужу в партийной работе и я,- говорит она,- переписывала и распространяла листовки, шифровала революционного содержания письма и была посредником в переписке с революционерами". Впоследствии она была личным библиотекарем В. И. Ленина и Н. К. Крупской. "Нашу виллу на Капри, - вспоминает Ш. Манучарьянц, - часто посещали художники, с которыми я была знакома в Петербурге. Как-то раз, увидя меня за беседой с приходящей работницей Пармой, Е, Чепцов выразил желание написать нас. Мы согласились. В была тогда в желто-оранжевой тунике, которая при солнечном свете выглядела, словно апельсин, горящий на солнце. Писал он нас в садике с натуры очень долго. Особенно живо была написана корзина с фруктами, которую принесла с базара мне Парма".

Эта жизнерадостная и солнечная картина, насыщенная прозрачным воздухом, согретая любовью к человеку и природе, не поблекла и до наших дней.   "Соседки" и сейчас привлекают зрителей художественностью,  выразительной правдой жизни.

Но каким же образом оказалась эта картина в нашем музее? Судя по каталогам Иркутского музея, изданным в 1952, 1961 и 1976 годах, произведение поступило сюда из Московского государственного музейного фонда в 1928 году. И мы долго бы числили картину Чепцова поступившей из музейного фонда, если бы однажды один из местных коллекционеров не показал нам старое, 1917 года фото, где запечатлен стенд с выставленными картинами и среди них - "Соседки" Чепцова.

Это нас насторожило и заставило тщательно проверить источник поступления картины в Иркутский художественный музей. Просмотрев последующие записи в книгах поступлений, мы нашли перечень всех вещей, полученных в 1928 году из столицы. Но картины Чепцова в этом списке не обнаружили, И только при тщательном знакомстве с инвентарными записями вылепили, что полотно поступило от иркутских общественных курсов по расписке от 13 сентября 1920 года. Возникли новые неясности. Как же "Соседки" оказались собственностью общественных курсов?

В архиве нашего музея обнаружилась фотография, такая же" как у коллекционера, в свое время подаренная нам вдовой уе# роителя выставок при музее Восточно-Сибирского отдела географического общества Р. С. Пророкова. На обороте ее есть пометка: "9-я выставка". В библиотеке музея есть каталог этой выставки3. В нем перечислены произведения местных художников, в отдельный раздел выделены художники петроградские и среди них упомянуты "Соседки" Е. М. Чепцова. Кроме печатного каталога, у нас в архиве имеется аналогичный рукописный экземпляр, используемый устроителями выставки для работ. Там мы нашли пометку: "Приобретено Фризером".

Кто же такой Фризер, где он проживал и чем занимался? В поисках личности владельца картины мы обратились к "Календарю-справочнику по Иркутску" за 1914 год5. Здесь его имя встретилось нам в нескольких. местах. Он был председателем хозяйственного правления иркутского еврейского молитвенного дома, членом торговой кассы попечительского совета и членом Восточно-Сибирского отдела общества содействия русской промышленности и торговли". А в воспоминаниях иркутского краеведа п летописца Н, С. Романова мы читаем: "Фризер Яков Давидович - золотопромышленник, купец, предприимчивый человек"6. В библиографии по литературе Забайкалья7 указано, что он умер в Харбине около 1940 года. Стало быть, бывший владелец "Соседок" в годы революции бежал от Советской власти за границу, где и умер.

Спустя четыре года после создания картины она оказалась на выставке в Иркутске и была приобретена Я. Д. Фризером, а затем из общественных курсов передана в музей.