Уральская коллекция

Когда галерея Сукачева была национализирована, то в этом же 1920 году начали поступать из различных источников разнообразные произведения искусства. Как было записано в тогдашней музейной книге поступлений, среди них оказалось «уральское собрание Казанцевых, конфискованное у Вишневецкого».
Действительно, болынппство предметов коллекции но своему происхождению имело отношение к Уралу. Это подтверждалось и содержанием экспонатов.

Здесь было значительное число икон строгановского письма, получивших такое иазвапие от уральских купцов Строгановых, по заказу которых в XVI-XVII веках выполнялись в небольшом формате иконы и распространялись за Уралом. Здесь же имелись картины уроженцев Екатеринбурга - В. Г. Казанцева и А. К. Денисова-Уральского (в их работах в большинстве своем изображался пейзаж этого края, семейные портреты купцов Казанцевых и неизвестных нам лиц), а также живописные полотна художников, отношения к Уралу не имеющих.

В собрании Иркутского музея происхождение уральской коллекции интересовало нас особо. К изучению отдельных ее экспонатов мы приступили еще до Отечественной войны и вновь вернулись сразу же после ее окопчапия. Прежде всего наше внимание привлекли два портрета разных художников, изобразивших одно и то же лпцо. На одном, исполненном на доске маслом, стояла авторская подпись «В. Поляковъ», а на втором овальном холсте «Д, Гаврильцевъ».

В староіі инвентарной книге двадцатого года как у Полякова, так и у Гаврильцева работы числились как «Портреты неизвестного». Но на обороте одного из них мы обнаружили едва заметную надпись карандашом «Портрет В. Г. Казанцева». Старая надпись, сделанная чьей-то безвестной рукой, пе давала полной уверенности, что это действительно изображение художника В. Г. Казанцева. Выяснением этого факта мы и занялись.

В двухтомнике Ф. И. Булгакова «Наши художники», изданном в 1889 году, мы нашли обширный материал о Казанцеве. Кроме того, выявлены отрывочные печатные источники позднего происхождения.
Владимир Гаврилович Казанцев (1849-1903) родился в Екатеринбурге. После окончания местной гимназии учился в Московском университете на юридическом факультете. Состоял кандидатом на должность судебного следователя. В 1880 году поступил врльноприходящим учеником в Петербургскую Академию художеств. Окончил ее в 1884 со званием классного художника 2-й степени. В 1891 году получил звание классного художника 1-й степени, в 1894 - звание академика пейзажной живописи. С 1883 года его пейзажные произведения выставлялись на академических выставках, в том числе ряд произведений на уральские сюжеты - «За Урал», «Утро на р. Косьве», «Иван-чай», «Туман на Чусовой» и др. Позднее он переехал на жительство в Полтаву и там скончался.