Картина В. И. Соколова "Покинутая усадьба"

Многих посетителей Иркутского областного художественного музея привлекает картина В. И. Соколова "Покинутая усадьба". Приблизившись к ней, невольно останавливаешься перед чудесным ландшафтом, наводящим на глубокие раздумья. Когда-то здесь была богатая помещичья усадьба. Судя по архитектуре, построена она по проекту видного зодчего и выдержана в. строгом классическом стиле начала XIX века. Прекрасные вазы украшают вход в барский дом с колоннадой, с изысканным вкусом расставлены обнаженные мраморные скульптуры. В свое время здесь кипела, видимо, бурная и безмятежная жизнь, гремела музыка, устраивались шумные и веселые вечера, подъезжали тройки рысаков с лакеями на запятках. А теперь лежит снег. Двери и окна барского дома забиты грубыми досками. Забытая и заброшенная, сиротливо стоит на пригорке одинокая, словно скорчившаяся от стужи обнаженная мраморная женская фигурка. Все тихо и безмолвно. И уже ничто не нарушает уединенности сельского пейзажа.

Известно, что с развитием капитализма в России пошатнулся дворянский строй. Обедневшие дворяне уже не в состоянии были содержать свои роскошные особняки, построенные когда-то их богатыми предками, и покидали фамильные усадьбы. Такую усадьбу и написал Владимир Иванович Соколов.

"Покинутая усадьба" глубоко волнует нас подлинной правдой жизни. Определенно чувствуется, что здесь изображена именно'русская природа, со всеми ее особенностями. Художник не пассивно и бездушно представил пейзаж, а опоэтизировал русскую природу и тем самым заставил зрителей волноваться, заставил прочувствовать особую красоту национального колорита. В полотне его мы ощущаем добрые традиции родоначальника русского национального поэтического пейзажа живописца А. К. Саврасова.

Соколов любил изображать в пейзажах старину. В конце прошлого века он делает много набросков и законченных работ, раскрывая в них характерное явление того времени - упадок и запущение барских усадеб. Среди них выделяются картина "Былое" и замечательная акварель "Остатки прошлого величия". Последняя сразу же была приобретена в Третьяковскую галерею, где она хранится и по настоящее время. Работа эта и явилась эскизом к полотну "Покинутая усадьба", принадлежащему Иркутскому музею. Акварель "Остатки прошлого величия" передает почти все то, что изображено в иркутском живописном нолотне. Но иркутский пейзаж выглядит нежнее. Он просматривается как бы сквозь дымку зимнего тумана. Мы не ощущаем здесь мазков художника, перед нами предстает сама жизнь, вызывающая у зрителя состояние унылости и заброшенности.