Портретист Аркадий Вычугжанин

В экспозиционных залах Иркутского областного художественного музея в 1956 году состоялась большая выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Многих посетителей заинтересовала тогда серия небольших живописных портретов. Чувствовалось, что их создатель - наблюдательный художник, тонкий психолог, неплохо владеющий искусством портрета.

Автором заинтересовавших нас портретов оказался молодой живописец, выпускник Харьковского государственного художественного института Аркадий Вычугжанин. С тех пор имя этого талантливого портретиста не сходило со страниц каталогов, его произведения появлялись на всех художественных выставках: областных, зональных, республиканских, всесоюзных и некоторых зарубежных.

На первой зональной выставке "Сибирь социалистическая", открытой в конце 1964 года в Новосибирске, А. И. Вычугжанин был представлен двумя портретами - ныне народного художника РСФСР В. С. Рогаля и садовода И. В. Малеева. О достоинствах этих работ можно судить хотя бы по одной детали - их безоговорочно включили в экспозицию "Советская Россия" в Москве.

Накануне 50-летия Великой Октябрьской социалистической революций летом 1967 года на второй зональной выставке "Сибирь социалистическая", устроенной в Омске, А. И. Вычугжанйн для обозрения дал три портрета.

Самым значительным из них был портрет, изображающий иркутского ваятеля Олега Ряшеицева "В мастерской скульптора". Необычна композиция картины - скульптор изображен спиной к зрителю. Молодой усталый человек снял очки и, опустив иа колени руки, повернул голову в сторону своих работ. Он окидывает их беглым и в то же время пристальным взглядом. Несмотря на то, что фон портрета написан тщательно, со всеми подробностями, не затмевается главное - вдохновенное лицо и выразительная фигура скульптора, его одухотворенность и глубокое творческое раздумье.

Через пять лет, когда эта работа экспонировалась в Москве на выставке Урала, Сибири и Дальнего Востока, о ней писали: "А. Вычугжанин - мастер композиционного портрета-картины. В основе его полотен всегда лежит глубокий замысел, возникающий на тщательном изучении изображаемого человека, про-пикповении в его духовный мир. В "Портрете скульптора Олега Ряшеицева" можно уловить отзвуки портретов И. Шадра и В. Мухиной, созданных М. Нестеровым, с их напряженным психологическим строем, зрительским сопричастием к процессу".

Вторая работа омской выставки - "Портрет иркутского историка Г. А. Вендриха". Желтовато-серый фоп ее показывает древнюю сибирскую карту "Града Иркуцка XVII века". Это помогает нам сразу же определить профессию спокойного, средних лет человека. Автору удалось воплотить характер человека пытливого, энергичного.