Портретист Аркадий Вычугжанин. Часть вторая

И еще одно произведение - "Портрет коммуниста Евстропова" представляет пожилого человека со стоящим у его ног мальчиком-внуком. На плотно-синем ультрамариновом фоне изображен человек в черном костюме уже в преклонном возрасте. На мужественном лице его глубокие морщины, а на груди сияет орден Красного Знамени.

По своей живописной трактовке портрет не похож на предыдущие работы. Если "В мастерской скульптора" нас пленяет тонкая иллюзорная живопись, а в портрете историка чВендриха - широкая и энергичная кисть, то в этой работе автор использует иные приемы - нарочитую плакатность изображения.

Мы специально остановились на трех разноплановых работах. По ним можно судить, что художник к каждому своему портрету подходит по-разному. В дальнейшем эти три портрета экспонировались в Москве сначала на республиканской выставке "Советская Россия", затем на всесоюзной художественной. Такое благожелательное отношение свидетельствует о том, что портреты принимались не только массовым зрителем, но строгими судьями - членами выставочного комитета, определяющими судьбу произведения для участия на выставке. Мы знаем, что принять на всесоюзную выставку сразу три работы одного автора, да еще из далекой периферии, - это и редкость, и признание.

Так как Вычугжанин работал в составе творческого коллектива иркутских художников, то, естественно, что в первую очередь его работы оседали в стенах нашего художественного музея. Мы уже говорили выше о "Портрете историка Вендриха" (1966), Который после закрытия всесоюзной выставки в Москве в 1968 году был передай Министерством культуры РСФСР в Иркутский художественный музей: таким путем к нам попал "Автопортрет" (1959)-одно из ранних произведений художника: в 1964 году "Портрет телятницы И. Е. Нестерчук" (1961); в 1971 году - "Портрет молодой художницы Светланы Гаращук" (1970). Кроме того, Союз художников РСФСР преподнес в дар музею лучшее полотно Вычугжапипа - "В мастерской скульптора" (1966) И у нас оказался также "Портрет чекистки Е. Н. Башариной-Соболевской" (1977).

В первые двенадцать лет пребывания в Иркутске Аркадий Иванович совмещал творческую практику с педагогической работой в художественном училище, с 1967 года всецело переключился только на живопись. Но в последнее время А. И. Вычугжанин вновь вернулся к педагогической работе. Общение с молодой порослью худояшиков обогащало мастера, давало ему не только моральное удовлетворение, но и вдохновляло, на дальнейшее творчество.

Каждое произведение Аркадия Ивановича радовало нас. Мы с нетерпением уже загодя ожидали от него чего-то необычного. И он не разочаровывал. Новая картина, как правило, становилась знаменательным событием в художественной жизни Иркутска, вызывала у всех нас, его поклонников и любителей искусства, радостный подъем.