Картины Туржанского

Мы уже говорили, что из Загорского историко-художественного музея-заповедника в 1948 году Иркутским музеем была получена коллекция произведений искусства. Среди них находилось прекрасное полотно "Весна в Западном Крае" Л. В. Турбанского.

Во время тщательного осмотра картины в Загорске мы уяснили, что с отправкой ее нужно повременить. Сочная живопись солнечного весеннего пейзажа имела плохое сцепление с грунтом, и, словно лист тонкого картона, сплошной коркой отслаивалась от грунта холста.

Дело в том, что картина была написана не кистью, а мастихином - тонким эластичным ножом для наложения красок, причем краски были положены жирным толстым плотным слоем. Отслоение от грунта грозило гибелью замечательной картины. Мы оставили полотно в Москве, в государственных художественно-реставрационных мастерских. И только позднее, когда оно прибыло в Иркутск, сразу же поместили в постоянную экспозицию.

Ученик прославленных мастеров - В. Бакшеева, К. Коровина и В. Серова - Туржапский блестяще овладел техникой живописи. Константин Коровин - кумир художников того времени, говорил своим молодым воспитанникам по училищу живописи, ваяния и зодчества: "А вы знаете, кто идет первым номером на наших выставках? Туржанский. Я завидую его таланту. О, какое у него чувство поэзии в живописи и какой это свежий колорист! Приглядитесь к нему, учитесь у него"'.

С самого начала самостоятельного пути в искусстве Туржанский имел особое, ему только присущее восприятие виденного, стремясь к наибольшей правдивости и эмоциональности в передаче русской природы, ее национального колорита.

Подписывая свои произведения, Туржанский редко указывал даты пх создания. О времени исполнения мы можем судить по его или чьим-либо другим пометкам на обороте холста. А бывает и так, что дату исполнения картины приходится выяснять в каталогах выставок, на которых участвовали эти произведения.

Так случилось, что собрание картин Туржанского в Иркутске представляют почти все периоды его творчества: начиная с ранней работы 1900 года и заканчивая полотном 1935 года, последнего этапа его художественной деятельности.

От П. К. Величко мы получили в подарок  небольшой этюд "Извозчик". Внизу стоит авторская подпись и дата: "Туржансшй 1900". Это раннее произведение художника. Затем по хронологии следуют еще три работы, хотя и подписные, но на них не указаны годы исполнения. Но, судя по начертаниям букв, картины выполнены до Великой Октябрьской революции.

Одна из примечательных картин художника "На пастбище" ранее принадлежала иркутянке Е. И. Дружининой и была приобретена ею в Петербурге в декабре 1913 года с выставки Союза русских художников. Тогда произведение называлось "Две лошади". В этом полотне мы ощущаем природу в движении. На первом плане изображены две мохнатые низкорослые лошадки, обдуваемые напористым степным ветром. Это движение воздуха ощущается и по вздыбленным гривам, и по шевелящимся на ветру хвостам лошадей, и по склонившейся к земле траве.

 1971 году Министерство культуры РСФСР в новой партии пополнения передает музею картину Туржанского "Лось. Север в ненастье". Перед нами грозная стихия снежной бури. В глухом таежном лесу, на опушке, сиротливая фигура лося. Остановившись в нерешительности, он ищет укрытия от разбушевавшейся стихии. Неоднократно подобные картины Туржанскому приходилось наблюдать в уральской тайге, где он вырос и куда периодически возвращался в годы своей творческой зрелости. Это полотно выпадает из привычных для Туржанского декоративно-колористических работ. Оно написано в мрачных серых тонах, и это понятно - тревожное состояние природы правдиво не передашь иначе.