Картины Туржанского. Часть вторая

В 1972 году музей получает из Москвы еще одно произведение - "Пашня весной", созданное в 1919 году. В эти годы Туржанский жил и работал в уральской деревне Малый Исток. Скудная, засохшая от палящего безжалостного солнца пашня, над которой стаями летают хищные птицы, пара убогих лота-, дей, запряженных в соху. Тяжелое и голодное время первых лет становления Советской власти...

В коллекции музея имеются две работы Туржанского, написанные в 1924 году. Одна из них - небольшой этюд "Вечер" с желтыми березками, освещенными вечерним заходящим солнцем, вторая - "Март". Это городской пейзаж, один из повторяющихся мотивов, написанный из окна московской квартиры на Большой Никитской улице, где поселился Туржанский в 1920 году.

И еще один из последних по времени пейзажей Туржанского - "Осень. Стадо", выполненный художником в 1935 году. Нужно сказать, что полотно написано мастихином, также, как и "Весна в Западном крае", но оно значительно слабее. Краски выглядят здесь вялыми, и в картине нет жизнерадостного звучания. Видимо, это объясняется возрастом художника.

Но вернемся к основному полотну, с которого мы начали свой разговор и которое находится в экспозиции музея. Среди всех произведений Туржанского, имеющихся в Иркутском музее, "Весна в Западном крае" - самое значительное и самое крупное по размерам. Нужно заметить, что Туржанский редко писал картины большого формата. Чаще всего он создавал маленькие этюдного плана холсты. Наша картина - исключение. Но, несмотря на большой размер полотна, художник сумел и здесь передать обаяние русского национального пейзажа.

В картине "Весна в Западном крае" мы видим яркое весеннее солнце, освещающее домики и изгороди на окраине деревни. Полдень. Короткие тени падают на проталины и па затвердевший, местами еще не растаявший снег. От всего пейзажа веет весенней свежестью, тонким дыханием пробуждающейся природы. Энергичные пастозные мазки мастихина, стройные по гамме и сочные по цвету краски, создают иллюзию трепетной жизни, постоянного ее движения. К сожалению, нам не удалось обнаружить публикаций этого произведения, а также сведений об участии его на выставках. Почему же это значительное полотно ушло из поля зрения исследователей творчества Туржанского? Вероятно потому, что долгое время находилось в запасниках Загорского музея и оказалось скрытым от глаз не только простых зрителей, но и искусствоведов.
 
Иркутский музей хранит восемь работ Леонида (Леопарда) Викторовича Туржанского (1875-1945). И каждая встреча с его скромными, внешне неброскими пейзажами оставляет глубокое впечатление. Этот художник удивительно тонко чувствовал необыкновенную красоту русской природы и умел взволновать зрителя обыденным деревенским мотивом. Принципы живописного воплощения, выдвинутые Туржанским, получили развитие и в творчестве многих советских художников нового поколения.