Портретист Аркадий Вычугжанин. Часть третья

К несчастью, ранняя смерть вырвала из наших рядов художника. А он был сравнительно нестарым, и если бы не недуги, еще бы обогатил иркутскую сокровищницу изобразительного искусства новыми вдохновенными образами современников.

Через несколько дней после похорон А. И. Вычугжанина в одном из залов Иркутского художественного музея открылась посмертная выставка худояшика. Экспонировались не только те портреты, которые хранит у себя Иркутский музей, привлекались работы и прошлых лет, и последние незаконченные.

Особое впечатление произвели на нас его ранние этюды маслом. Сколько в них жизненной правды! В маленьких холстах художник запечатлел тончайшие мгновения природы и движения души человека. В последующем, небольшие этюды выкристаллизовались в огромные композиционные портреты.

На посмертной выставке, например, находился незавершенный портрет заслуженного художника РСФСР  Бычкова. Он начат давно, а затем автор долгие годы периодически к нему возвращался. С годами менялся Бычков, и требовательный к себе автор все не удовлетворялся работой. В незавершенном портрете немало интересного в замысле, и в живописном решении. Бычков представлен на фоне зеркала, и его изображение рисовалось с двух сторон.

На выставке мы увидели новый "Автопортрет", где Вычугжанин предстает перед нами таким, каким мы его знали в последние годы жизни. "Автопортрет" был начат давно, художник, словно патриарх храма искусства, изображен на фоне древнерусской живописи. Да он не только по своему виду, по и по делам был патриархом. Для иркутских художников, особенно молодых, Вычугжанин являлся и наставником, и другом. Этюдный  "Автопортрет" с выставки приобрел в коллекцию Иркутский художественны музей.

Аркадий Иванович Вычугжанин (1929-1984) был талантливым, принципиальным художником. Он всегда близко принимал к сердцу все удачи и неудачи своих друзей и коллег. На выставках, экспертных комиссиях он бескомпромиссно защищал достойное и резко осуждал безвкусицу, халтуру, отсутствие художественности.
Почти тридцать лет художник был связан с Иркутском. Здесь прошла вся его творческая жизнь. Память о художнике осталась в лучших его произведениях, хранящихся в коллекции нашего музея.