Художественное наследие. Часть третья

Следует заметить, что преподавание рисования в иркутских средних учебных заведениях было поставлено неплохо. Учителями становились квалифицированные художники-практики или художники-педагоги, окончившие специальные художественные заведения. Так, в Иркутской губернской гимназии преподавал рисование в начале XIX века замечательный портретист М. Васильев, позднее - воспитанники Петербургской Академии художеств Н. И. Гребпев (первый учитель В. И, Сурикова в Красноярске), М. И. Зязин, С. Т. Власепко, В. И. Камкии (ученик П. II. Чистякова); ученик Варшавской художественной школы ссыльный польский повстанец Станислав Вронский (в техническом училище); выходец из Киевской художественной школы М. А. Рутченко.

В 1899 году художники М. А. Рутченко и Н. И. Верхотуров предложили организовать в Иркутске специальные классы рисования и обратились с соответствующей просьбой к губернатору Иркутска. В декабре 1900 года после длительных хлопот состоялось открытие первой художественной школы. Но просуществовала она немногим более года. В 1905 году воспитанник Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Ф. Лыт-пев открывает новую художественную школу, которая просуществовала почти десять лет.

У Лытнева занимался известный сибирский живописец п скульптор К. И. Померанцев. В 1910 году он организовал Иркутское общество художников, бессменным председателем которого был до 1923 юда. Константин Иннокентьевич - первый хранитель Иркутского художественного музея, а с 1926 по 1939 годы - посланец Иркутска в братскую Монголию, оказавший помощь в становлении художественной культуры молодой народной республики.

В 1910 году в Иркутске была создана еще одна рисовальная школа иод названием «Художественная студия-мастерская». Организовал ее Иван Лаврович Копылов, воспитанник парижской мастерской академика Жюльена. В годы Советской власти на ее основе создали художественное училище, которое позднее стало отделением нынешнего Иркутского училища искусств. За свое семидесятипятилетнее существование оно выпустило целую плеяду художников, сыгравших значительную роль в развитии искусства не только в Сибири, но и в различных уголках нашей страны.

Однако вернемся к прошлому. Иркутск был интересен еще и тем, что, начиная с XVIII века, тут стали появляться коллекционеры. Произведениями художественного творчества интересовался «имепитый гражданин» иркутский городской голова М. В. Сибиряков. Страсть к собирательству возникла у него после того, как в знак благодарности за подаренные Г. Державину соболью шубу и шапку он получил от знаменитого поэта его портрет.