Художественное наследие. Часть четвертая

В 1804 из Петербура в Пекин было направлено представительное посольство во главе с графом Головкиным. По ряду причин встреча с китайским богдыханом не состоялась, а предназначавшиеся ему подарки были в Иркутске распроданы. Для своего нового дворца Сибиряков приобрел несколько картин, множество гравюр с видами русских городов и ландшафтами природы. Тогда же он купил и ценную шпалеру русской ручной работы XVIII века, тканую на императорской мануфактуре в Петербурге - копию с эрмитажной картины Ван-Дейка «Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон», Теперь она хранится в фондах нашего музея.

В начале XIX века собирал произведения живописи местный золотопромышленник Соловьев. Впоследствии богатая коллекция картин мирового искусства была вывезена им в Петербург.
Славился своей просвященностыо иркутский купец В. Баснин. Он имел обширную библиотеку, уникальные рукописи по истории Сибири, огромную оранжерею с редкими растениями. Но самой примечательной была его коллекция гравюр. Это Ценнейшее собрание еще при своей жизни Баснин передал в Румянцевский музей в Москве.

В собрании Иркутского художественного музея есть полотно итальянца Доменикино (Доменико Цампьери) «Беатриче Ченчи», замечательная, отлитая в бронзе скульптура русского ваятеля Е. А. Лансере «Табуи кабардинских лошадей», а также восточные старинные архаические бронзовые статуэтки, изображающие мифические китайские божества, из коллекции Н. П. Еракова; полотна Ю. Ю. Клевера, П. А. Дубровина и нескольких   западноевропейских   живописцев     из коллекции A. Эверта, картина Е. М. Ченцова «Соседки» и скульптура И. Я. Гпнцбурга из собрания Я. Д. Фризера и т. д.

Увлекался собирательством член распорядительного комитета Восточно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества Р. С. Пророков. Он еще и пропагандировал творчество художников, организуя выставки-распродажи. Таким образом Пророков оказывал материальную поддержку художникам и в то же время знакомил с искусством широкие слои населения. После его смерти вдова подарила музею рукописи каталогов выставок, переписку Пророкова с участниками выставок, фотографии экспозиции. Все это представляет собой богатейший материал для изучения художественной жизни города.

Помощником по организации выставок у Пророкова был М. Я. Лейбович. Он имел значительное собрание произведений русских и зарубежных художников. После установления Советской власти часть своего собрания он подарил Иркутскому музею.

Позднее в иркутских выставках стали участвовать художники из других городов Сибири - Томска, Омска, Барнаула, Красноярска. Свои работы высылали из столицы России известные мастера Л. Бакст, В. Борисов-Мусатов, М. Добужинский, B. Поленов, И. Репин, В. Серов, К. Сомов и другие. Многие их произведения, экспонировавшиеся на этих выставках, позднее оказались собственностью Иркутского художественного музея. Так постепенно Иркутск превращался в центр художественной культуры на Востоке страны.

Но все эти коллекции, несмотря на их богатство, были случайными. Целенаправленное собирание картин для создания общедоступной картинной галереи начал иркутский городской голова Владимир Платонович Сукачев.