Коллекция Величко. Часть третья

Часть вещей мы направили для реставрации в Московское художественное училище. Но большую часть полотен восстанавливали в Иркутском филиале Всероссийского научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря под руководством реставратора высшей категории И. И. Рубцовой. В процессе реставрации картины оживали, а мы после тщательного изучения устанавливали некоторых авторов и имена изображенных лиц.

Так поначалу большое полотно было зарегистрировано нами в инвентарной книге под названием «Неизвестный художник. «Портрет вельможи». При реставрации его на обороте, под дубляжным старым холстом, обнаружили подпись чертой краской: « Левицкий ». Во время очистки живописи от наслоений, изображение стало проясняться и у «вельможи» показались в ушах серьги, а па голове диадема.

Оказалось, что эта работа действительно принадлежит кисти известного русского мастера XVIII века Д. Г. Левицкого и называется она «Портрет Екатерины II». Удалось установить, что условно названный нами «Портрет мужчины в белом парике» принадлежит кисти Логина Захаровича Христинека и называется «Портрет русского адмирала Семена Ивановича Мордвинова» (1701-1777).

На некоторых произведениях реставраторы обнаружили подписи таких авторов, как В. Боровиковский, О. Кипренский, Ф. Рокотов, В. Тропинин и др. Но подлинность этого авторства еще нуждается в уточнении.
В числе подарков Величко обилие портретов неизвестных лиц, здесь есть штатские люди, но много и военных различных рангов и положений. Кто эти безымянные лица? Некоторых из них удалось опознать.
 Жил в Москве редкий специалист - Александр Михайлович Горшман, который по костюмам и орденам определял не только точную датировку создания произведения, но и устанавливал личность изображенного. Так из 30 отправленных ему портретов он открыл имена генерал-лейтенанта А. П. Гаве (1765-1839), почетного члена и президента Российской Академии наук С. С. Уварова (1786-1855), лейб-окулиста И. И. Тихомирова (1837-1907), действительного статского советпика Н. И. Кусова и др.

Александр Михайлович Горшман, охотно откликнувшийся на нашу просьбу, бескорыстно продолжал свою работу. Много работ неизвестных авторов среди картин западноевропейских живописцев. Но эти произведения, по нашему мнению, высокого художественного уровня, и специалисты в будущем, вероятно, откроют среди них имена известных мастеров кисти.

В декабре 1980 года общественность нашей страны отмечала 90-летие со дня рождения выдающегося иллюстратора, заслуженного деятеля искусств РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР Николая Васильевича Кузьмина. Этот художник был близок к Валериану Вадимовичу Величко.

В знак уважения и признательности за врачебные услуги Кузьмин дарил Величко свои акварели, иллюстрации к произведениям А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, А. Франса, Э. Золя, О Бальзака и др. А уже позднее, после смерти доктора, его племянник Николай Кириллович передал все это Иркутскому художественному музею.

На основе рисунков И. В. Кузьмина, к 90-летию со дня рождения, мы организовали, как уже было сказано, персональную юбилейную выставку, состоящую из 37 произведений художника. Узнав об этом, Николай Кириллович дополнительно прислал еще 15 работ юбиляра и 34 произведения Татьяны Алексеевны Мавриной, жены Кузьмина, также известной и талантливой художницы, иллюстратора детских книг. В январе 1981 года мы значительно расширили выставку Кузьмина, дополнив ее новыми рисунками и произведениями Т. А. Мавриной.

А после закрытия выставки Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной от Николая Кирилловича в дар Иркутскому музею поступило еще шесть икон XVI и XVIII веков.

Николай Кириллович подарил Иркутскому музею свыше тысячи произведений живописи, скульптуры, графики и предметов декоративного творчества мастеров русского, западноевропейского и восточного искусства Многие из них принадлежат известным художникам, но по-прежнему есть много работ, авторы которых до сих пор не выяснены. Работникам художественного музея предстоит серьезная работа, которая эаймет, вероятно, многие годы.

В начале 1983 года мы получили письмо от Николая Кирилловича, в котором он сообщал о том, что может «подарить Иркутску еще кое-что». И в апреле 1983 года в музее появились новые дары Величко - восемь икон. Подобных творений но встретишь, пожалуй, не только в собрании нашего, но и других крупных музеев страны. Мы стали обладателями четырех икон Афонской школы XVI-XVII веков. Особо ценной является «Богоматерь на престоле в окружении святых», принадлежит она Византийской школе XIV века.

Помимо икон зарубежных школ и двух русских миниатюр XVI века, двустороннего письма (Октябрь и Декабрь), поступила также редкая по своему содержанию икона «Казанские мученики Гурий и Варсонфий» XVII века.