О художнике Михаиле Знаменском. Часть шестая

А в опубликованной статье А. А. Формозова также воспроизведен фотопортрет И. С. Полякова, тот же самый, что и у Знаменского. Знаменский почти безвыездно проживал в Тобольске, наверняка встречался с Поляковым и участниками немецкой экспедиции ученых. А когда для сбора материала к альбому "Остяки (ханты) Тобольской губернии" художник последовал по пути, пройденном Поляковым, то от местного населения многое узнал о его проделках.

Это и побудило художника-сатирика создать серию рисунков об "ученом муже". Вот почему вместе с карикатурами на Полякова в коллекции Маляревского хранилось и десять рисунков по истории и этнографии хантов - они из числа собранных в это время для альбома. Как мы знаем, рисунки об аборигенах так и но были опубликованы. Отдельные листы хранятся не только у нас в музее, они рассеяны и по различным Государственным и частным коллекциям страны.

И еще одпо обстоятельство заинтересовало сотрудников музея: каким образом рисунки тобольского художника оказались у иркутянипа Маляревского? Павел Григорьевич говорил нам, что они достались ему от отца. Но как они могли попасть к родителю?

В календаре-справочнике по Тобольской губернии мы нашли имя Маляревского Григория Яковлевича - отца иркутского писателя. Он был директором народных училищ Тобольска, почетным членом местного правления российского Красного креста. Значит, Г. Я. Маляревский являлся заметной фигурой в старом Тобольске, вращался в широких кругах местной интеллигенции и наверняка хорошо знал Знаменского. По цензурным обстоятельствам рисунки Знаменского не публиковались и "осели" у Г. Я. Маляревского - человека, интересующегося историей своего края. Часть из этого "запрещенного" материала он раздал знакомым и друзьям, а некоторые рисунки приобретались у автора любителями и поклонниками его искусства.

И в заключение еще несколько слов. Местные власти боялись уничтожающей сатиры Знаменского. Приведем пример, опубликованный в "Тобольских губернских ведомостях". Как-то тобольский губернатор пригласил к себе Знаменского и сделал ему замечание, что он неоправданно часто изображает местные беспорядки - ведь художник не может ежедневно находить сюжеты для своих карикатур. Знаменский ответил, что: "...готов в точение круглого года ежедневно представлять... карикатуры на текущие события и происшествия в городе и притом, если случится, даже не одну, а более". При этом условии губернатор согласился выплачивать Знаменскому ежемесячно определенную сумму. В случае, если художнику не удастся найти материал для карикатур, он обязан уплатить штраф. Пари Знаменский выиграл. Но и губернатор имел выгоду. Рисунки художника не распространялись среди горожан и не возбуждали их гнев по поводу нерадивости городских властей.

Появившиеся в Иркутском областном художественном музее работы Знаменского глубоко раскрыли незаурядную и многогранную его личность не только как художника, но и как писателя-публициста, историка, этнографа, археолога. Они - еще одна яркая страница в истории развития сибирской общественной мысли и культуры.