О художнике Михаиле Знаменском. Часть вторая

В шестидесятых годах XIX века М. С. Знаменский как художник-карикатурист стал активным сотрудником сатирического журнала демократического направления "Искра". В журнале остро ставились вопросы социально-политической жизни страны, и он был популярен среди сибирской интеллигенции. Кроме "Искры", закрытой в 1873 году, М. С. Знаменский публиковал сатирические рисунки в журналах "Маляр", "Глобус", "Будильник", "Всемирная иллюстрация". В 1875 году в Тюмени он издал альбом "Моя поездка на Кумыс", в котором дал серию зарисовок сибирских городов.

Карикатуры Зпаменского, снабженные четкими и выразительными подписями, имели обличительный характер. Он едко высмеивал порядки полицейско-бюрократического управления, клеймил стяжательство, казнокрадство, самодурство, тупость и произвол чиновников, осуждал пошлость провинциальной жизни. Многочисленны карикатуры Знаменского из цикла "Наши деятели", где художник едко высмеивал чиновников и купцов.

Обладая рисунками Знаменского, мы начали постепенно выявлять его произведения и в других государственных хранилищах. Оказалось, что его работы имеются в Омском музее изобразительных искусств - здесь хранится альбом рисунков о степях и быте киргизского народа; в Государственном историческом музее в Москве находится альбом, посвященный 300-летию покорения Сибири. В нем представлены не только типы аборигенов, но и портреты выдающихся лиц, связанных с Сибирью, а также виды некоторых сибирских городов.

В числе портретов мы видим покорителя Сибири Ермака Тимофеевича писателя П. П. Ершова - автора знаменитой сказки "Конек-Горбунок", композитора А. А. Алябьева, химика Д. И. Менделеева и других выдающихся сибиряков. Государственный исторический музей, кроме того, обладает произведениями Знаменского, посвя-щзпньши декабристам - среди них портреты М. А. Фонвизина, Н. П. Башмакова и композиции "Музыкальный вечер у Муравьевых". Портреты декабристов также есть в Тобольском музее-заповедпике. Имеются работы Знаменского в Тюменском краеведческом музее и в картинной галерее, Пушкинском доме и в институте археологии в Ленинграде, Литературном музее Ф. М. Достоевского в Москве и др.

Не менее чем личность художника, нас интересовало изоб-ажепное на иркутских рисунках. Мы не знали, о ком шла речь на рисунках и их последовательность определили по смыслу, самостоятельно расположив в том порядке, в каком лучше читалось содержание. Таким образом, перед нами раскрылась ясная картина деяний этого человека. Но кто же он, безымянный "ученый муж"? Небольшой штрих направил нить поисков. Под одним из одиннадцати рисунков было написапо: "Ох! и было то во Иванов день, в Сухоруковской то случилося: именинный день наш ученый муж направлял тогда, и вот прибыли к тому празднику все ученые, да из Бремена. И ученый муж да их поштовал: не одним вином, веселил гостей, трепака он тут им отплясывал".