Коллекции Вишневского. Часть четвертая

А далее Феликс Евгеньевич занялся поисками истории картины. Оказалось, что в начале XIX века она принадлежала рус скому дипломату Д. П. Татищеву. После его смерти часть собрания перешла в Эрмитаж. Среди них была и «Мадонна». Не-' известно при каких обстоятельствах и в какое время она оттуда исчезла. Картина долго странствовала по частным коллекциям и в конце XIX века была продана княгине Урусовой. Перед этим ее прописали краской, чтобы скрыть шелушение живописи. Почерневшая доска впоследствии использовалась как крышка стола, тогда же была куплена московским любителем и в конце концов попала к Феликсу Евгеньевичу, Й это была одна из многочисленных покупок Вишневского.

Феликс Евгеньевич обогатил своими дарами многие картинные галереи и художественные музеи. Он подарил Останкинскому музею редчайшую коллекцию из пятидесяти вееров русской, английской, немецкой, французской и итальянской работы; преподносил дары Третьяковской галерее, Серпуховскому историко-художественному музею, Рязанскому и Якутскому художественному музеям; принял участие в комплектовании нового в Москве Государственного музея А. С. Пушкина, где стал одним из его хранителей. Собирательский опыт Вишневского, его удивительное чутье, знание частных коллекций в короткое время помогли Пушкинскому музею сформировать интересную экспозицию.

Для лучшей характеристики деятельности Ф. Е. Вишневского хотелось бы привести высказывание о нем директора Московского музея А. С. Пушкина А. 3. Крейна:
«В области собирания у нас были свои «университеты». Одним из них стало знакомство с Феликсом Евгеньевичем Вишневским - великим коллекционером. Мы услышали о нем в первые же дни. В ответ на осторожную просьбу познакомить с коллекцией, Вишневский любезно пригласил нас к себе домой. В маленькой квартире, в деревянном доме на окраине Москвы, перед нами, как по волшебству, возникли полотна Антропова, Рокотова, Боровиковского, Аргунова, Венецианова, Левицкого, Кипренского, Тропинина, Щедрина... Полотна итальянцев, голландцев, испанцев, французов - десятки прославленных имен. А потом пошли миниатюры, табакерки, фарфор, бронза... Это была какая-то фантасмагория..."

Оправившись от первого потрясения, мы. пришли к единственному заключению, что без Вишневского... не можем жить. Энциклопедические знания этого человека, его способность находить и определять вещи, его энтузиазм - что для нас в тот период могло быть важнее! Мы предложили Феликсу Евгеньевичу стать нашим сотрудником. Он согласился. Числясь рядовым научным сотрудником, Ф. Е. Вишневский фактически занимал должность Главного Собирателя. И Учителя. Он учил всему, что связано с собиранием, определением, хранением и реставрацией предметов искусства. Работал, не считаясь со временем.

Проработав шесть лет и в значительной мере собрав Московский музей Пушкина, Феликс Евгентьевич от нас ушел, Ушел, чтобы совершить новый подвиг (не лишне сказать, что ему было уже 63 года).