Коллекции Вишневского. Часть шестая

Возникло много сложностей при освобождении особняка от многочисленных его жильцов, но при помощи Моссовета и Министерства культуры СССР это удалось осуществить. Музей был открыт 11 февраля 1971 года. Его экспозиция была хорошо продумана, со вкусом оформлена художниками-экснозиционерами. Сбылась мечта Феликса Евгеньевича - в сеть государственных музеев вошел новый музей, созданный его усилиями и по его инициативе - «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Иркутский музей безгранично признателен Ф. Е. Вишневскому. В общей сложпости Фелпкс Евгеньевич передал ему до двухсот произведений живописи, скульптуры, графики и предметов екоративно-прикладного искусства. Значительная часть йз них включена в постоянную экспозицию.

Мы особенно обязаны Ф. Е, Вишневскому ва пополнение отделов русского искусства XVIII - начала XIX веков. Здесь сейчас экспонируются из его собрания картины Д. Скотти «Прикованная Андромеда», С. Щедрипа «Пейзаж с коровами», О. Кип-репского «Портрет военного», два произведения Сильвестра Щедрина, полотно II. Орлова «Девушка с цветами». В числе даров Вишневского в запасниках оказались произведения русских художников XIX века - две картины И. Репина, одна В. Сурикова, два пейзажа И. Ловптана, картины А. Боголюбова, В. Верещагина, А. Иванова, С. Колесникова, Т. Неффа, К. Рейхеля, Р. Суд-ковского; рисунки И. Айвазовского, О. Кипренского, Б. Кустодиева, Л. Пастернака, К. Сомова, Г. Сорокина, И. Шишкина и др. Здесь же хранится замечательная скульптурная группа из бронзы «Самоед, едущий на четырех оленях», созданная ваятелем Н. И. Либерихом.

Это произведение экспонировалось в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и обратило на себя внимапно не только художественной выразительностью, но и тонкостью литья из бронзы. Иркутянами получены от Феликса Евгеньевича богатые пополнения произведений западноевропейского искусства. В экспозиции этого отдела сейчас находятся картины голландцев Г. Ромбутса «Опушка леса» п Вельде Биллем ван де «На канале»; итальянца М. Мариески «Большой канал в Венеции»; французов Г. Робера «Площадь с обелиском» и Т. Гюдена «Морской вид»; немцев К. Е1ульца «Битва» и А. Зигерта «Ночь в Исфа-гаие» и др.

Почему так много внимания уделял Феликс Евгеньевич Иркутскому музею? Ведь ранее он не был непосредственно связан с Иркутском и здесь не проживали его родственники. Наш музей привлек его потому, что мы бережно и любовно отнеслись к его коллекции, к его дарам, внесли их в наши каталоги. Зная это, он стремился подарить Иркутскому художественному музею то, за что неред своими современниками и потомками ему не пришлось бы краснеть.

К сожалению, Вишневский не оставил нам сведений о подаренных работах. Другие заботы постоянно отвлекали его от подготовки для нас материалов о собрании. Но он намерен был это сделать и кроме того готовил в дар Иркутскому музею новую большую партию экспонатов. Но скоропостижная смерть 28 поября 1978 года помешала Вишневскому осуществить задуманное.