Коллекции Вишневского. Часть третья

Более пятидесятм лет этот портрет находится в постоянной экспозиции музея и привлекает к себе зрителя мастерством исполнения, высокой техникой пастели, мягкостью и нежностью цвета. Новое поколение работников музея усомнилось в подлинности авторства Кипренского, разослали знатокам творчества Кипренского в Москву и Ленинград фотографии картины. И некоторые из специалистов разделили эти сомнения. Но Вишневский - необычный коллекционер. Он большой знаток искусства, у него какое-то врожденное чутье па произведения изобразительного искусства, поэтому мы с большой осторожностыо относимся к отрицанию авторства переданных им вещей. Нужна более углубленная и кропотливая исследовательская работа для установления авторства.

Чувство собирательства воспитывалось у Феликса Евгеньевича с детства. Его отец - архитектор и коллекционер, «мастер серебряного дела» - работал в области прикладного искусства и был тесно связан с художественными кругами Москвы. В мастерской отца были отлиты скульптуры из бронзы такие, как фигура Н. И. Пирогова для памятника в Москве, архитектурная композиция М. Л. Врубеля «Хоровод ведьм», ряд произведений С. Т. Коненкова, бронзовые украшения ливадийского дворца, основные детали для реставрации фонтана скульптора И. П. Витали на площади Революции в Москве и многое другое.

Видя тягу мальчика к искусству, отец развивал его устремления, дарил ему отдельные произведения. Они и положил г. начало интереснейшему собранию Ф. Е. Вишневского. А работа в архивах и библиотеках, кропотливое изучение музейных и частных коллекций сделали его непревзойденным знатоком искусства.
Коллекция Вишневского содержала много редчайших экспонатов. У некоторых из них была удивительная история. Так, например, было со шкафом, который оказался на мусорной свалке одного из крупнейших ведомств. Вишневский подобрал его, отреставрировал. А затем в результате упорных поисков установил, что это творение лионских мастеров-резчиков по дереву первой половины XVI века.

В попорченном холсте, не представляющем, на первый взгляд, никакого интереса, он находил шедевры. Вот один из примеров. В пятидесятых годах Феликс Евгеньевич был приглашен в дом, где хранилась старая доска с остатками живописи. В 191У году хозяева случайно купили ее в Петрограде. Покрытая кругами от стаканов, испорченная чьими-то неудачными попытка ми реставрации, около тридцати лет простояла она в пыли за шкафом. Осмотрев доску, Вишневский убедился, что она Х/1 века и взял ее, почти не надеясь снасти. После расчистки верхнего слоя живописи на свет родилась «Мадонна с младенцем Иоанном Крестителем» работы известного итальянского мастера, ученика Леонардо да Винчи Якова Понтормо (1491-1557).