Художники-интернационалисты. Часть вторая

Художники принимали непосредственное участие в выполнении не только внешнего украшения города, но и оформляли интерьеры общественных зданий. Старожилы вспоминают, что две огромные скульптуры красноармейцев, изваянные изо льда, были воздвигнуты при  въезде в город. Ледяные исполины красноармейца и рабочего стояли на Тихвинской площади и по обеим сторонам Тихвинской улицы, на углах Большой (Сухэ-Батора и Карла Маркса). Причем, скульптуры высекались из цельных монолитов прозрачного байкальского льда и при солнечных лучах выглядели, словно хрустальные, переливаясь всеми цветами радуги. Руководил всем этим изготовлением Рудольф Шейн, а помогали ему кроме коренных иркутян и иностранные художники.

В то время коллектив иркутской творческой организации оказался очень сильным и работоспособным. В его составе, кроме коренных иркутян, было немало иностранцев: немцы - Макс Малиц, Рудольф Шейн, Куно Гоппе, Вильгельм Буденберг, Феликс Веендорф, Макс Беккер, Вильгельм Ей, Рудольф Прибе, Альфред Абердам; венгры - С. Жотере и Ф. Кеббели, словак Франтишек Рейхенталь.

Следует обратить особое внимапие на творчество Рудольфа Шейна - самого активного и плодотворного немецкого художника-интернационалиста. В фондах Иркутского музея сохранилась его акварель «Чешская история Сибири», обличающая пребывание белочехов в Иркутске. Р. Шейн тепло и радушно принял Советскую власть и средствами искусства активно боролся за ее упрочение. В Иркутском музее имеется множество его эскизов к революционным книгам и журналам. Они выполнены на высоком художественном уровне, четки и броски. В 1920 году Дорполитотделом Забайкальской железной дороги в Иркутске был выпущен богато иллюстрированный журнал «Пламя революции» (№ 1). Обложка и часть рисунков также выполнены немцем Р. Шейном.

В этом же выпуске опубликовано замечательное произведение графического искусства - «Портрет В. И. Ленина», созданный немецким художником Куно Гоппе. В то же время в далеком Иркутске, который только что освободился от ига белогвардейцев и интервентов, мало кто видел изображение вождя революции. Портрет Ильича Куно Гоппе стал популярным в городе. Он дважды репродуцировался в открытках, в день 50-летия со дня рождения В. И. Ленина рисунок воспроизводился в газете «Власть труда», а оригинал портрета, выполненный Куно Гоппе на ватмане с фотографии 1918 года, является не только выдающимся произведением графического искусства, но и ценнейшей реликвией образа вождя, созданного при его жизни. Этот портрет сейчас бережно хранится в коллекции Иркутского музея.

Творческое содружество бывших военнопленных художников выразилось не только в оформлении города к приходу 5-й Красной Армии, в выпуске изданий и участии в очередных выставках, но и в показе своих произведений в агитпоездах, организованных Политпросветом. Так в июне 1921 года газета «Власть труда» сообщала об успешной работе агитпоезда, побывавшего в промышленных городах Иркутской губернии - Черемхово и Слюдянке. Наряду с работами иркутских художников здесь экспонировались и произведения художников-интернационалистов - Макса Малица и Рудольфа Шейна.