Художники-интернационалисты. Часть третья

20 апреля 1920 года открывается выставка-продажа картин Иркутского общества художников. Средства от ее реализации предназначались отъезжающим на родину художникам-иностранцам. Совет картинной галереи и правление общества художников приобрели с выставки восемь акварелей военнопленных художников, кроме того работы покупались и многими жителями города. Иркутские художники, проявляя интернациональную солидарность, передали средства и от реализации собственных картин.

А затем нам вновь пришлось вернуться к творчеству Рудольфа Шейна и еще раз внимательно просмотреть его работы не только в фондах музея, но и публикации в журнале «Пламя революции». Мы обратили внимание на то, что на второй и третьей сторонах обложки журнала помещены политические карикатуры на деятелей «Антанты», фабрикантов, жандармов, японских интервентов и их белогвардейских прислужников. Карикатуры вызвали аналогию с теми многочисленными небольшого формата рисунками, которые с первых лет Советской власти хранились в запасниках музея (всего 71 рисунок).

Когда-то эти рисунки демонстрировались на передвижной выставке, проходившей в двадцатые годы по городам Сибири, а с возвращением в Иркутск временно были оставлены в музее на хранение. Лишь только позднее их включили в состав коллекции, и в инвентарных книгах они стали числиться работами неизвестного автора. Так вот, когда мы сравнивали подписные рисунки, опубликованные в журнале «Пламя революции», с безымянными, хранящимися в фондах музея, то пришли к выводу, что они выполнены одним и тем же автором - Рудольфом Шейном. Тот же штрих, такая же смелая и уверенная линия, те же типы. Поразительна творческая фантазия художника, ярко запечатлевшего многогранную политическую жизнь в трудные годы становления Советской власти в Сибири!

Естественно, что нас интересовала дальнейшая жизнь военнопленных художников после возвращения их из плена на родину. В связи со 100-летием со дня рождения В. И. Ленина в 1969-1970 гг. мы предприняли поиски сведений о художнике Куно Гоппе, создавшем, как уже говорилось, первый портрет Ильича. В них, по нашей просьбе, включились и коллега за рубежом. Венгерский журнал экснерантнетов выступил со статьей, дважды были публикации в журнале ГДР «Freie Welt». Но никаких положительных сведений мы не получили.

Что касается остальных художников, то о некоторых из них мы нашли публикации в словаре художников, многотомном лейпцингском издании.

Макс Малиц родился в Берлине в 1885 году, учился в Кенигсберге. После возвращения из Сибири работал в Таллине10. Альфред Абердам родился в 1894 году, учился в Мюнхене и после возвращения из плена в 1921-1927 годах продолжал свое образование в Краковской Академии художеств (в Иркутском .музее имеется его акварель «Толпа», 1919 г.).

Рудольф Прибе родился в Гамбурге в 1899 году, учился в Мюнхене и Братиславе. В Иркутске хранится его большой пейзаж «Над речкой Кая».

Художник Франтишек Рейхенталь родился в 1895, учился в Праге. После возвращения из Сибири учился во Вхутемасе в Ленинграде. Жил в Париже, Братиславе, умер в США. В музее хранится его этюд «У пантоиа на Ангаре».

На сегодняшний день вместе с не так давно открытыми рисунками Р. Шейна в Иркутском областном художественном музее имеется 114 произведений военнопленных художников. Работы их поступили сюда в разное время. Часть их была передана Иркутским обществом художников в 1920 и 1925 годах, некоторые акварели приобретены в 1920 и 1928 годах, а несколько работ в 1930 году подарено музею устроителем выставок М. Я. Лейбовичем. И последним поступлением оказались работы Шейпа, подаренные в 1965 году ленинградским искусствоведом и музейным работником П. Е. Корниловым. А самыми новейшими поступлениями можно считать пролежавшие в запасниках более шестидесяти лет безымянные рисунки политической сатиры Рудольфа Шейна.

Нельзя сказать, что все военнопленные художники симпатизировали Советской власти. Вероятно, отдельные из них так и остались с иными убеждениями. Но творчество наиболее прогрессивных художников нам дорого - таких, как венгры Жотере, создавший «Агитатора» и «Рабочих», Кеббели - автора «Грузчиков»; немцев Макса Малица, работавшего над революционными изданиями, и особенно Рудольфа Шейна и Куно Гоппе.

В работах художников-интернационалистов есть гражданственность, своим творчеством они вносили определенный вклад в становление Советской власти в Сибири.