Скульптор А. С. Голубкина

В одно из посещений Москвы в 1952 году в Комитете по делам искусств мне сообщили, что Музей А. С. Голубкиной ликвидируется и все имеющиеся там произведения распределяются по музеям страпы. Такое известие огорчило. Я всегда с удовольствием посещал Музей-мастерскую А. С. Голубкиной и возвращался из него каким-то приподнятым и очищенным от повседневных житейских забот. Музей Голубкиной, представляющий собрание созданных ею выразительных образов, вводил в мир реальной жизни и самоотверженного труда.

Хоть и жаль было расформированную коллекцию, но коли такое случилось, то как можно отказаться от благоприятного случая? Ведь в иркутском хранилище скульптур мало, а работ Голубкиной но было совсем. Отбирая по списку экспонаты, на которые еще не было претендентов, я не стал их смотреть в музее, так как знал все наизусть. Лучшее уже было передано в Третьяковскую галерею и в Русский музей. Но после известных хранилищ Иркутский музей оказался третьим, получившим возможность свободного выбора.
Для Иркутска мы отобрали бронзовые бюсты "Учитель В. П. Проселков" (1895), "Рабочий" (1900), "Марья" (1903), "А. В. Назаревский" (1912), горельеф "Апостол Павел" (1911) и тонированпый под бронзу "Портрет Алексея Толстого" (1911); кроме того, два произведения, созданные уже в годы Советской власти - бюст мальчика под названием "Рыцарь" (1923), выполненный в мраморе, и очень живую и экспрессивную гипсовую поясную полуфигуру сидящего в кресле Л.Н.Толстого (1927).

А. С. Голубкина обучалась сперва у скульптора С. М. Волнухина, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С. И. Иванова и некоторое время в Петербургской Академии художеств у В. А. Беклемишева.

Она неоднократно бывала в Париже, где занималась у известного художника Ф. Коларосси, затем работала в собственной парижской Мастерской, пользуясь в это время советами выдающегося французского скульптора Огюста Родена.

Произведения А. С. Голубкиной, принадлежащие Иркутскому областному художественному музею, относятся к различным периодам профессиональных исканий, а все вместе дают полную характеристику ее творчества. Есть в Иркутском музее одна из ранних работ Голубкиной - "Учитель В. П. Проселков" (1895). Этот бывший учитель помог ей не только глубже понять историю своего отечества, но и сформировал взгляды, которые помогли ей впоследствии принять революцию. В этом портрете У Голубкиной уже начала вырабатываться своя манера, которая стабилизировалась в ее творчестве в последующие годы - живая и энергичная лепка, живописная пластика.
 
Занимаясь в Москве, Анна Семеновна Голубкина неоднократно бывала в своем родном Зарайске, Здесь она принимала активное участие в жизни фабричных рабочих, организовывала самодеятельный театр, участвовала в распространении нелегальной литературы. Одна из первых в русской скульптуре создала в 1905 году бюст основоположника научного коммунизма, вождя международного пролетариата Карла Маркса. А несколько ранее, в 1900 году, выполнила выразительную голову "Рабочего", отлив которого в бронзе хранится в нашем музее, а гипсовый - в рязанском. В скульптуре мы явно ощущаем могучий дух и несгибаемое мужество рабочего класса в борьбе за правду.