Полонская - первая женщина-скульптор России. Часть вторая

В 1882 году Полонская выполнила бюст сына Бориса. Руководивший занятиями в училище скульптор М. А. Чижов одобрил ее работу. В этом же году в Одессе она вылепали бюст девочки. Впоследствии ею был создан портрет старшего сына В...М. Воилялярского - Дмитрия, мальчика восьми-десяти лет: "вышел так похож, что родители пожелали иметь его высеченным из мрамора".

Летом 1881 года семья Полонских гостила в имении И. С. Тургенева в Спасском-Лутовипово, и Полонская исполняла обязанности "хозяйки дома". Вот как вспоминает она сама об этом:
"Однажды во время обеда, сидя на хозяйском месте рядом с И. С. Тургеневым, я шутя вылепила из хлеба человечка и посадила его на край рюмки. Иван Сергеевич увидел, восхитился, стал уверять меня в моих безусловно больших способностях в скульптуре".

Незадолго до отъезда Тургенева из Спасского она начала лепить скульптурное изображение писателя из кусков воска. Этот барельеф так понравился писателю, что он взял слово с Полонской, что она будет продолжать свои занятия скульптурой.

С тех пор Полонская усиленно занялась скульптурой и в то же время трудилась над бюстом писателя по этюдам и фотографиям. В процессе этой работы создавала бюсты Тургенева в небольшом размере, вероятно, один из них попал и в Толстовский музей. К приезду Тургенева в Россию Жозефина Полонская предполагала закончить его портрет. Но в августе 1883 года писатель скончался. В память о нем Полонская с удвоенной энергией работала над бюстом. Комиссия по приему работы нашла ее удачным. Затем бюст отлили из бронзы и в августе 1885 года па Волковском кладбище в Петербурге состоялось открытие памятника И. С. Тургеневу. На академической выставке в 1885 году за бюсты И. С. Тургенева и Я. П. Полонского Жозефина Полонская получила малую серебряную поощрительную медаль от Академии художеств.

В 1886 году она лепит бюст А. С. Пушкина, который был отлит из бронзы и торжественно открыт в Одессе в 1889 году, в 1886 году ею создаются бюсты художника Н. Каразина и его жены М. Каразипой, врача Е. Рейнера, министра финансо" И. Вышеградского, поэта А. Фета и др.

Болезнь к Полонской пришла в 1917 году, когда ей было 73 года. Будучи немощной и парализованной, она написала в 1919 году дарственное завещание в Российскую Академию наук. Вместе с архивом Я. П. Полонского в Пушкинский дом были переданы ее скульптурные работы, переписка и документы. 6 января 1920 года Полонская скончалась.

Но вернемся в Иркутск. Кто же изображен на иркутском портрете? Не тот ли Дима Вонлялярский, мальчик восьми-десяти лет, бюст которого она выполняла в Одессе? О нем упоминалось в журнале "Нива" и его фотография хранится в Нугакинском доме в Ленинграде. Мы обратились туда с письмом, приложив к нему фотографию иркутского бюста. И вскоре получили ответ: "Ваши предположения подтвердились: Иркутский музей располагает бюстом Димы Вонлялярского. На фотографии из фондов нашего музея изображен бюст, выполненный Ж. Полонской из глины. (Инв. № 27132), Ученый секретарь литературного музея Д. Тимофеев".

Так благодаря счастливому стечению случайностей, Иркутский областной художественный музей стал обладателем портрета Димы Вонлялярского, созданным Жозефиной Антоновной Полонской (1844-1920).

Имя первой женщины-скульптора не было в России широко известным. Ею создано незначительное число произведений потому, вероятно, что она поздно занялась творческой работой, да и воспитание детей, забота о семье не давали ей возможности в полной мере отдаться любимому делу. Но то что создано ею, достойно внимания.