Скульптор А. С. Голубкина. Часть вторая

Тема тяжелой женской доли всегда волновала художницу. И она создала собирательный образ русской матери - свою "Марью" (Анна Семеновна лепила ее с домашней работницы семьи Голубкиных). Как-то показывая "Марью" друзьям, назвала ее царевной - в том смысле царевной, что она никогда не теряет своей женской гордости и достоинства. Голова "Марьи", которая храпится в Третьяковской галерее, изваяна в мраморе, гипсовый отлив находится в Государственном Русском музее в Ленинграде; иркутская "Марья", отлитая в бронзе, смотрится цельнее, выразительнее и в то же время суровее. В пей показаны глубокое страдаппе русской женщины, ее несгибаемая воля к жизни.

До Великой Октябрьской социалистической революции Голубкиной было создано почти двадцать скульптурных работ. Некоторые из них несли черты символизма, отдельные произведения выполняли декоративные задачи, единицы из них имели в себе элементы процветающего в то время модернизма; были скульптуры и на религиозные мотивы.

Среди наиболее значительных работ этого периода - "Апостол Павел" (у нас в каталоге "Голова апостола). Горельеф почти в полный объем представляет голову апостола, а плечи и часть торса только чуть-чуть выступают из фона. Здесь мы видим смирение мягкого и податливого человека, смирение, идущее от терпеливости русского мужика-крестьянина. К этому же периоду относится и "Портрет писателя А. Н. Толстого", отлитый в гипсе и тонированный под бронзу с оригинала в дереве, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее.

Подобные отливы, но в бронзе, хранятся в Ленинградском Русском и Киевском мувеях искусства. В них ощущается уже законченный   мастер , скульптуры со своим определенным художественным почерком. ' "Портрет А. В. Назаровокого", изваяпный в 1912 году изображает главного хранителя изящных искусств в Москве. В нашем портрете, отлитом в бронзе, создан выразительный образ человека интеллигентного труда.

После Великой Октябрьской революции Голубкина с головой кинулась в воспитательную и общественную работу. Она предавала 15 художественных вузах, участвовала в ликвидации беспрпзорничества. Тяжкая болезнь не позволяла всецело заняться напряжепной творческой работой. Врачи запретили ей Ц, что требует больших физических усилий в трудной деятельности ваятеля.