Скульптор А. С. Голубкина. Часть третья

После длительного творческого застоя, в годы Советской власти, в ряду первых работ явилось произведение "Рыцарь", переданное позднее в наш музей. В образе мальчика, представителя нового поколения советской молодежи, Голубкина решила воплотить идеалы возрожденного детства, стремящегося к светлому будущему. Это те "рыцари", которые участвовали позднее в строительстве первых пятилеток, героически защищали свою Родину от фашизма. Одним словом, с рыцарским мужеством и достоинством создавали счастливую жизнь, о которой мечтала и сама Голубкина.

И восьмым по числу работ А. С. Голубкиной, имеющихся в Иркутском музее, является белого гипса и нетонированный отлив "Портрета Л. Н. Толстого" (1927). Из всех произведений Голубкиной портрет Л. И. Толстого наиболее распространен в музеях пашей страны. С него сделано четыре отлива в бронзе (Третьяковская галерея, Русский музей, Музей Л. Н. Толстого в Москве и Пермская художественная галерея); два в гипсе (иркутский и тульский художественные музеи). А. С. Голубкина в этом портрете передала великую силу русского гения. Мощная, сидящая в кресле фигура Толстого отклонилась чуть-чуть назад, а на лице его под сдвинутыми бровями сверкают глаза, как бы пронизывая все то, что он видит перед собой.
 Стремясь выразить правду характера гения, Голубкина говорила: "Толстой, как море... но глаза, как у затравленного волка". Учение писателя давно занимало художницу, еще в ранние годы она хотела разобраться в нем. Но желанная встреча с Толстым, состоявшаяся в 1903 году, получилась реэкой, и художница была недовольна ею.

В дальнейшем, однако, обстоятельства сложились так, что по заказу Толстовского музея в 1927 году ей пришлось работать над портретом. Голубкина начала его делать но памяти. Было закопчено почти четыре варианта, но все это ею же было отвергнуто напрочь. И лишь только пятый удовлетворил автора. Следующий вариант она делала в дереве, но не успела его завершить.
Портрет Л. Н. Толстого - это последний шедевр А. С. Голубкиной, вершина ее творчества. В созданной пластической форме ощущаешь трепетность пальцев скульптора.

7 сентября 1927 года в 63-летнем возрасте Анна Семеновна скончалась в своем родном Зарайске и там была похоронена. Народный художник СССР, выдающийся советский ваятель С. Т. Коненков сказал о ней: "Великий скульптор, пламенный революционер, Голубкина отдала свое искусство, свой щедрый талант русскому народу. Ее жизнь - пример для художников, призванных воссоздать в своих произведениях героическое время строительства коммунизма". Иркутский областной художественный музей гордится тем, что обладает значительной коллекцией глубоких по внутреннему содержанию образов, созданных Голубкиной в разные периоды творчества.