Скульптор Сергей Тимофеевич Коненков

Сергей Тимофеевич Коненков - выдающийся мастер скульптуры. Его творческий дар национален и народен. Художника вдохновляла мечта о человеке, о народе, о свободе. Это главпое в его творчестве дореволюционного периода и это нашло основное отражение и в произведениях последнего послевоенного времени.

Еще задолго до Великой Октябрьской революции искусство С. Т. Коненкова получило широкое прпзпание в России. Выходец из крестьян, он с первых дней самостоятельного творчества отражал нелегкий труд и свои размышления о жизни народа и его стремление к свободе. Участник революции 1905 года, он воплощал в пластике рабочих мотивы русского сказочного фольклора. В первые годы Советской власти активно участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды, а затем со своей выставкой уехал в США, где и пробыл чуть больше двадцати лет.

Несмотря на длительную оторванность от Родины, Коненков мыслями и чувствами оставался советским гражданином, не принимал американского подданства. Ни эстетствующие выкрутасы западного искусства, ни злопыхательские обвинения его в реализме не поколебали твердых убеждений художника. Там, за рубежом, он создал много портретов выдающихся деятелей отечественной культуры в традициях русской национальной  школы.

Сразу же после окончания Великой Отечественной войны Коненков вернулся к себе па Родину. С тех пор его вдохновенное творчество посвящено служению родному народу, любимой Отчизне.

Сотрудники Иркутского областного художественного музея отсутствие его работ в экспозиции считали существенным пробелом. Наконец, по решению Министерства культуры СССР в 1960 году Иркутскому музею был передан "Женский портрет" (мрамор). Что за личность на нем представлена, когда создано произведение - этого мы не знали и решили обратиться за разъяснениями к самому Коненкову, отправив вместе с письмом фотографию нашей скульптуры.

Ответ пришел незамедлительно. Сергей Тимофеевич писал: "Эта голова выполнена в 1958 году и является вариантом к поясному портрету американской киноартистки Айни Клер, который был сделан в 1935 году"1.
Сергея Тимофеевича Коненкова мне довелось увидеть спустя несколько лет после приобретения нами его скульптуры. С группой директоров художественных музеев мы попросили разрешения посетить мастерскую ваятеля.

Во главе с представителем Министерства культуры РСФСР наша группа, состоящая из пяти человек, прибыла в его мастерскую. Просторное помещение с высокими потолками размещалось на первом этаже большого дома на углу улиц Горького и Тверского бульвара столицы, близ памятника А. С. Пушкину. Более всего нас поразило обилие работ в мастерской. Даже в прихожей стояла причудливая мебель, вырубленная руками Коненкова из огромнейших пней дерева - кресла и стулья, скамейки и столики. На полках и пьедесталах, на полу размещалось множество разнообразных скульптур, выполненных в мраморе, дереве, гипсе, бронзе и из других материалов.