Картины художника Сампилова. Часть третья

Наиболее известными картинами Сампилова являются "Любовь в степи" (1927), "Аркашцик" (1938), "Въезд партизан в Верхпеудинск в 1920 году" (1940), "В долине Жаргалантуя" (1945), "Табун в степи" (1946), "Стадо" (1950), "В Тальцах" (1952). Мы перечислили основные произведения Сампилова, хранящиеся в столичных музеях и в родной художнику Бурятии.

Следует познакомиться и с теми произведениями Сампилова, которые принадлежат Иркутскому музею. Это два этюда-эскиза к полотну "Табун в степи" (наш этюд называется "Серый день").

Хмурый, с пронизывающим ветром, преддождевой и прохладный день. Бескрайний забайкальский пейзаж показан только небольшой полоской. Основное внимание уделено беспокойному небу, предвещающему безрадостное ненастье. На фоне тягостного пейзажа, па первом плане стоят низкорослые, настороженно сбившиеся забайкальские лошадки. Серые приглушенные тона картины глубоко раскрывают суровость забайкальских степных просторов. Как уже было сказано, на основе эскиза "Серый день" Сампиловым создано полотно "Табун в степи".  И хотя это произведение считается одним из лучших его творений, но, на наш взгляд, в иркутском этюде, выполненном непосредственно с натуры, больше искренности, теплоты.

Второй этюд-эскиз "В Тальцах" является первоначальным вариантом одноименной картины, хранящейся в Бурятском художественном музее. Это полотно очень ценил сам автор, считая удачнее окончательного варианта.

Волей судьбы у нас в музее оказалось еще одно, четвертое произведение Ц. С. Сампилова. Это случилось в декабре 1970 года, когда в помещении Иркутского драматического театра, торжественно, при стечении многочисленных гостей отмечалось 100-летие со времени основания и 50-летие со дня национализации Иркутского областного художественного музея. Представители художественного музея и Союза художников Бурятии вручили юбилярам сувенир. Им оказался этюд лошади, созданный кистью самого известного, самого популярного и талантливого художника Бурятии - Цыренжапа Сампиловнча Сампилова.

Собрат но кисти, бурятский художник Георгий Ефимович Павлов писал о Сампилове: "Непреходящий интерес к самой-" ловским произведениям, любовь и уважение к памяти художии. ка объясняются, по-моему, и тем, что Сампилов действительно обладал исключительно самобытным, только ему присущим талантом национального художника, широко и разносторонне, правдиво и ярко отобразившего жизнь своего народа и своего края"

Основоположник бурятского станкового реалистического искусства, заслуженный деятель искусства РСФСР Цырепжап Сампилович Сампилов (1893-1953) был тесно связан с Иркутские областным художественным музеем и нашими художниками. Он был членом первого правления Восточно-Сибирского краевого Союза художников и систематически участвовал на краевых выставках в Иркутске, вплоть до образования самостоятельного Союза художников Бурятии, председателем которого являлся с самого его основания.