Картины Михаила Ивановича Авилова. Часть вторая

Кроме рисунков Авилова, нас вообще интересовала жизнь художника в Иркутске. И получилось так, что нашелся его бывший ученик, который еще подростком занимался в художественной студии, руководимой М. И. Авиловым. Этим учеником оказался Василий Паптелеймонович Стародумов - писатель и художник, автор детских сибирских сказок.

Он написал воспоминания о художнике, где говорится: "М. И. Авилов попал в Сибирь в годы гражданской войны, а в 1920 году он жил у нас, в поселке Ленине (Иркутск-Сортировочный, преобразованный из Иннокептьовской), на второй улице, в доме отца моего дружка Коли Шестопалова. В кирпичном здании школы па 5-й улице (ныне Дворец пионеров н школьников Ленинского района г. Иркутска) он открыл бесплатную студию для желающих обучаться технике акварельного письма и лепке. Одним из его учеников был и я, тринадцатилетний мальчишка.

Авилов питал ко мне особое расположение (не оттого ли, что я сидел на парте рядом с его шестилетним сынишкой Володей, аккуратно посещающим занятия и тоже по-своему рисовавшим и лепившим) и часто брал меня с собою на выходы - писать акварельные этюды с натуры.  В Скитской роще мы писали вдвоем часовенку у озера. Короче настоящую любовь к рисовапию привил мне Авилов, хотя первым моим учителем был школьный педагог Николай Васильевич Шабалин. Похожий на Гоголя, с большим кадыком на горле, Авилов показался мне человеком не от мира сего. Первой красавицей на свете я считал его жену...

...Авилов, организовав студию, обязал всех нас, студийцев, принести из дому яиц, сахару, меду для изготовления акварель-" пых красок (время было трудное, разруха). И, надо отдать ему должное, краски он собственноручно сварил для пас, ребят, на удивление яркими и сочными. По его эскизу отец мой изготовил для меня в депо металлические принадлежности для обработки глины при лепке".

Значит, кроме агитационно-массовой работы по изготовлению плакатов, иллюстрированию революционных журналов и книг Авилов пристальное внимание уделял художественному воспитанию детей, развивая у них любовь к доброму и красивому.

В конце 1920 года Авилов был уже в Барнауле, а после вернулся в родной Петроград. Здесь он сблизился с группой мастеров - членов организованной в 1922 году Ассоциации художников революционной России - АХРР.

В 1926 году Авилов создает несколько полотен - "Разгром Колчака", "Сибирские партизаны разрушают железнодорожный путь", "Сдача колчаковских войск под Красноярском", посвященных борьбе Красной Армии и сибирских партизан с колчаковцами. Эта тема была ему особенно близка, так как он сам находился в гуще революционных событий в Сибири и глубоко их пережил.