Картины художника Сампилова. Часть вторая

И. Сампилов снял со стены полотно "В Тальцах", эскиз "Серый день" и рисунок лошади в упряжке. Вручая мне свои произведения, он заметил, что как председатель Бурятского отделения союза художников обратится с просьбой к бурятским художникам, чтобы они последовали его примеру и преподнесли Иркутскому музею свои работы, "Для нас, художников Бурятии, будет "большой честью иметь свои вещи в собрании лучшего художественного музея Сибири".

Действительно, на следующий день я получил несколько приглашений в мастерские бурятских художников. Одиннадцать ведущих живописцев и графиков Бурятии подарили нашему музею двадцать одно произведение.

Имя Цыренжапа Сампилова широко известно за пределами Бурятии. Его картины имеются в музее искусства народов Востока в Москве, Государственном Русском музее в Ленинграде, в столице Монгольской Народной Республики Улан-Баторе, в художественных музеях и галереях Якутска и Костромы, Ярославля и Иркутска и др. Но наибольшее число произведений хранится в Улан-Удэ - в республиканском краеведческом музее имени М. Н. Хапгалова и в бурятском художественном музее имени Ц. С. Сампилова. Музей носит сейчас имя Сампилова не только потому, что он был выдающимся национальным художником, но и потому, что бурятский республиканский художественный музей основан в 1944 году по его инициативе.

Старожилы Иркутска знакомы с творчеством Сампилова еще с 1927 года но Всесибирской выставке общества "Новая Сибирь", которая побывала в Новосибирске и Томске, Омске и Красноярске, а затем Иркутске. На ней было представлено четыре работы художника - "У коновязи", "Яки", "Идут" н "Табун", Экспонированные картины молодого бурятского художника привлекали к себе внимание зрителей своей самобытностью, глубокой выразительностью.

В тот период за плечами Сампилова была лишь первоначальная художественная школа, которую он прошел у известного скульптора И. II. Жукова в Чите в 1918-1920 годах, да упорная и каждодневная самостоятельная работа над собой, над своим профессиональным мастерством. Уже признанным и вполне созревшим художником тридцатилетний Сампилов в 1928 году направился на учебу в Москву во Вхутемас, который успешно закончил в 1930 году.

В раннем детстве Цыренжап познал труд пастуха и страстно любил животных. Прекрасный анималист, Сампилов до конца своей жизни рисовал лошадей, коров, овец, собак, посвятив им свои основные произведения.