Уральская коллекция. Часть шестая

Так кто же из Розановых являлся создателем портрета Вишневецкого? В книге С. Н. Кондакова «Список русских художников» (к юбилейному справочнику Академии художеств, изданному в Петербурге в 1914 году) упомянут Розанов Николай Александрович. На основании этого авторитетного издания мы и свой портрет приписали этому художнику. Но для уточнения факта обратились в словарную группу Института истории и теории искусства Академии художеств СССР. Старший научный сотрудник Академии Ольга Оскаровна Вольценбург написала, что автором иркутского портрета Вишневецкого следует считать не Николая Александровича, а Николая Васильевича Розанова, хотя в справочнике С. П. Кондакова он пропущен. И далее она утверждала: «С художниками Розановым Николаем Александровичем и Николаем Васильевичем происходит путаница в наших каталогах: многие работы Н. В. Розанова приписывались Н. А. Розанову».

По ее словам, известны только два Розановых - Николай Александрович и Николай Васильевич. И оба они почти одновременно занимались в мастерской И. Е. Репица.

Для того, чтобы решить, кому же из Розановых принадлежит «Портрет Вишневецкого», мы направили письма в ряд музеев, где по нашему предположению имелись произведения художников Розановых. Из полученных ответов нас наиболее заинтересовал ташкентский. Оказывается, в архиве музея искусств Узбекской ССР хранится автобиография II. В. Розанова.

Он родился в 1869 году в селе Субботино Калужской губернии. В 1882 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем с 1892 года учился в Академии художеств в Петербурге у И Е. Репина. В 1901-1903 годы совершил поездку па Дальний Восток, где был в Благовещенске, Хабаровске и Владивостоке. С 1921 года работал в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии. В Ташкенте и Фрунзе организовал художественные студии, где воспитал огромную плеяду талантливых национальных художников.

Кроме того, завотделом советского искусства музея Римма Варшамовна Еремян прислала фотографии с работ Н. В. Розанова и сообщила адрес его племянницы - Марии Дмитриевны Розановой, доктора медицинских наук, профессора, которая собирает сведения о произведениях своего дяди и может дополнить кое-что новое. Действительно, М. Д. Розанова на наши запросы сообщила много интересного о художнике, прислала фотографию пейзажа его кисти.

Судя по фото, в ранней работе живописца чувствуется такое же свободное письмо, что и на иркутской картине, а в углу ясно прочитывается подпись автора, точно такая же, как и на нашем полотне с Вишневецким. Стало очевидным, что автором портрета Вишневецкого является не Николай Александрович, как мы считали прежде, а Николай Васильевич Розанов (1869-1940).