Уральская коллекция. Часть вторая

И Гаврильцев и Поляков изобразили В. Г. Казанцева молодым и поэтому кажется, что портреты написаны одновременно. Но, - рассуждали мы логически. - не мог же Гаврильцев писать портрет с натуры молодого Казанцева, так как ко времени рождения Гаврильцева Казанцеву было уже 26 лет. И, наконец, Гаврильцев окончил Академию художеств в 1906 году, когда Казанцева уже не было в живых. Следовательно, работа Гаврильцева является скорее всего копией с портрета Полякова, который хотя и на десять лет моложе Казанцева, но учился одновременно с ним в Академии художеств. Вероятно, после смерти уральского художника, в память о нем, родственники заказали Гаврильцеву копию с работы Полякова. Таким образом оба портрета, изображающие В. Г. Казанцева, оказались в Екатеринбургской коллекции.

В книге Булгакова «Наши художники» В. Г. Казанцев на фотографии запечатлен в более зрелом возрасте, но сходство бесспорное. Все это подтверждало карандашную надпись и давало основание считать наши оба портрета изображениями академика пейзажиой живописи Владимира Гавриловича Казанцева.
Но поиски на этом не прекратились. В 1958 году Полтавский художественный музей издал каталог своего собрания, где мы обнаружили шесть работ В. Г. Казанцева: три маслом и три - акварелью, а также произведения И. С. Галкина «Портрет В. Г. Казанцева» 1893 г.  Последнее обрадовало нас особенно - появилась возможность еще раз убедиться в подлинности изображения В. Г. Казанцева на двух портретах Иркутского музея.

Из Полтавского музея нам сообщили, что в последние годы своей жизни В. Г. Казанцев работал в Полтаве, здесь и умер, а также обратили наше внимание на то, что год смерти Казанцева, опубликованный в каталоге, не соответствует действительности. Фактически В. Г. Казанцев скончался в 1903 году, а но 1902, как до этого считали все музеи, где имеются его произведения. Итак, теперь с полной уверенностью мы можем считать, что портреты, созданные В. В. Поляковым и Д. М. Гаврильцевым, действительно изображают В. Г. Казанцева.

Владимир Гаврилович Казанцев, как уже было сказано, был популярным мастером пейзажной живописи. В некоторых периодических журналах конца XIX века можно встретить репредукции с его замечательпых и проникновенных пейзажей Урала, Западной Сибири, Крыма, средней полосы России п Украины. В знак любви и уважения к нему близкие друзья - собратья по кисти - неоднократно писали его портреты. Три из них теперь известны: работы В. В. Полякова и Д. М. Гаврильцева - в Иркутске, И. С. Галкина - в Полтаве.

В 1963 году от персонального пенсионера Н. М. Брагина из Кисловодска в Иркутский музей пришло письмо. Автор сообщал нам, что является участником гражданской войны в Иркутске и просил помочь ему подобрать литературу, освещавшую этот период. Кроме того, он интересовался, нет ли в Иркутском музее произведений художника В. Г. Казанцева, так как он является его родственником.