О подарках Иркутскому музею. Часть четвертая

Следует отметить и еще одну выставку подарков музею, которую удалось осуществить в 1977 году. К этому времени набралось столько подаренных предметов древнерусского искусства, что стало потребностью показать их нашим зрителям.

Дары эти мы получали от населения Иркутска, жителей отдаленных деревень и поселков, куда продвигалась организованная музеем поисковая экспедиция по выявлению предметов искусства. Окончательным поводом к устройству выставки послужила уникальная коллекция икон XVI-XVIII веков, преподнесенная музею в 1976 году москвичом Н. К. Величко. Она включала более сорока икон, принадлежащих центральным школам Руси. Кроме них на выставке показывалось до трехсот произведений древнерусского творчества, куда входили не только иконы, но и древняя скульптура, бронзовое литье и чеканка, резьба по дереву и камню и прочие   предметы   древнерусского искусства.

Я всегда с волнением просматриваю каталог подарков древнерусского искусства Иркутскому музею. В списке дарителей более сотни имен. А раньше экспозиции музея - древнерусская живопись, русское искусство XVIII - начала XIX веков - были представлены слабо. Теперь здесь иконы не только сибирского письма, но и Московской, Ярославской, Смоленской, Строгановской и Северной школ. Благодаря бесценным дарам, в разделе русской живописи конца XVIII-начала XIX веков появились полотна Д. Левицкого, В. Боровиковского, О. Кипренского, Е. Крендовского, Ф. Бруии, С. Щедрина и др.

Повезло нам и с пополнением отдела западноевропейского искусства. Здесь выделился самостоятельный раздел, куда входят полотна немецких, австрийских, венгерских, английских художников.

В двух каталогах выставок даров Иркутскому музею перечислено до тысячи экспонатов, которые получены более чем от двухсот лиц, отдавших свои личные сокровища государству. Они не преследовали при этом никаких корыстных целей. Единственное их желание - преумножить коллекцию Иркутского музея, сделать доступными широким слоям населения находившиеся в их личном пользовании предметы искусства. Они знали, что их дары не всегда могут быть и использованы в экспозиции, но знали они и то, что подаренные ими произведения искусства сохранятся в стенах музея навечно. Они будут изучаться историками и искусствоведами, принесут огромную нользу в эстетическом воспитании народа.