Иркутский художественный музей в тридцатые годы 20 века. Часть 3

Постоянную экспозицию мы открыли не сразу. Сперва устроили выставку новых поступлений, на которой экспонировали до пятисот произведений русских дореволюционных, советских и западноевропейских художников2. В каталог включалось не все, что мы получили за этот период. Например, сюда не попали произведения прикладного искусства, а также экспонаты, поступившие чуть позднее - в 1949 году. Каталог охватывал лишь поступления 1945-1948 гг., но так как выставка проводилась в 1949 году, то и произведения, прибывшие в музей накануне ее открытия, здесь также экспонировались.

Мы были горды тем, что основная часть поступивших произведений советского искусства экспонировалась на Всесоюзных художественных выставках в Москве в 1943 н 1947 годах. Многие работы посвящались событиям Великой Отечественной войны: В. Гаврилова и Б. Неменского «К родным местам», Ф. Модорова «Партизаны на приеме в Кремле», Ф. Решетникова «С Победой», П. Соколова-Скаля «Освобождение Калуги», В. Цыплакова «Зоя», К. Юона «Утро Москвы военной», О. Яновской «Из разведки».

Были и патриотические полотна на темы отечественной истории: огромное многофигурное полотно Г. Горелова «Псы-рыцари», П. Горлова «Зимний взят», К. Юона «Новгородское вече XV века» и др. Имелись картины, посвященные советскому военному тылу. В своем замечательном полотне «Весенняя путина» (1946) выдающийся мастер советской живописи действительный член Академии художеств СССР В. И. Яковлев запечатлел героический труд рыбаков Каспия.

Тема тружеников послевоенного села нашла глубокое и вдохновенное выражение в картине «Колхозная кузница» художника Д. Тегина. Кроме полотен историко-военного и бытового жанра музей получил произведения выдающихся советских пейзажистов В. Бакшеева, В. Бялыницкого-Бируля, И. Грабаря, Б. Рыбченкова, Л. Туржанского, Б. Яковлева, серию лирических пейзажей И. Ромадипа, за которые оп был удостоен Государственной премии СССР. Существенно пополнился у пас раздел графики - рисунками, акварелью, эстампами известных мастеров графического искусства.

Ранее в музее почти не было произведений советской скульптуры. Теперь мы имели работы выдающихся ваятелей Н. Андреева, Е. Вучетича, А. Голубкиной, Г. Кенинова, С. Коненкова, М. Мапизера, В. Сергеева, И. Шадра и др.

Перечислить имена всех художников невозможно. В этот период Иркутский музей обогатился настолько, что появилась возможность построить довольно неплохую и хронологически последовательную экспозицию по русскому и советскому отделам. Примечательный факт. Когда в конце 1949 года Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР собрал сведения о пополнении художественных музеев и картинных галереи страны, то оказалось, что за два года Иркутский музей получил в государственных фондах экспонатов больше, нежели музеи всей страны вместе взятые. Но уже тогда мы почувствовали, что если и в дальнейшем будем пополняться такими темпами, то перед нами встанет проблема не только размещения экспонатов в залах, но и хранения их в запасниках.

Нужно было немедленно решать вопрос о расширении площади музея и, кроме того, приближении его к массам, так как в это время здание Иркутского музея находилось в глухом отдаленном переулке города (ул. Халтурина, 1) и было мало доступно посетителям.