Иркутский художественный музей в тридцатые годы 20 века. Часть 2

Экспозиция отдела русского искусства в то время имела существенные  пробелы - почти  не  было работ художников XVIII века, единицами представлены живописцы первой половины XIX и начала XX веков. В значительном количестве мы обладали лишь картинами художников-передвижников 70- 90 годов прошлого века. Что касается отдела советского искусства, то его не существовало вовсе, так как тогда в музее находилось только несколько работ этого периода.

После окончания Великой Отечественной войны нужно было принимать неотложные меры по оживлению деятельности музея (большое содействие в этом нам оказали комитеты по делам искусств при Совете Министров СССР и РСФСР). И вог, наконец, в 50-е годы для Иркутского музея наступила счастливая пора. Сюда были переданы полотна известных советских живописцев: В. Бакшеева, В. Бялыницкого-Бируля, С. Герасимова, Г. Горелова, Ф. Решетникова, Н. Ромадина, Б. Рыбченкова, А. Рылова, П. Соколова-Скаля, Б. и В. Яковлевых и т. д.

Наряду с произведениями советских художников, мы обогатились в тот период картинами русских дореволюционных живописцев - М. Боскина и А. Васнецова, Н. Дубовского и Ф. Журавлева, С. Зарянко и А. Киселева, К. Лебедева и Н. Маковского, В. Максимова и Ф. Малявина, К. Савицкого и В. Сурикова, И. Творожникова и Л. Туржанского. Нозое пополнение произведениями мастеров различных художественных направлений дало возможность шире и богаче представить в экспозиции многообразие русской школы живописи.

Кроме богатого собрания картин русских дореволюционных и советских художников у нас оказались теперь такие имена живописцев, произведений которых мы ранее пе имели. Особенно цениым и важпым было получение работ И Крамского, А. Саврасова, В, Трошпшна, связанных с определенными этапами отечественного изобразительного искусства.

Наши руководящие органы союзного и республиканского значения передавали экспонаты через московскую и ленинградскую закупочные комиссии, дирекцию выставок. Большой приток экспонатов составлял для пас неимоверные организационные трудности - нужно было в Москве, Ленинграде, Загорске не только отобрать вещи, но и доставить их в Иркутск. Вся эта работа проходила на энтузиазме музейных работников, их любви к своему делу.

Расскажу об одном случае. Комитет по делам искусств при Совете Министров Российской федерации предложил мне посмотреть в Загорске несколько вещей, предназначенных ранее для музея Бурятии. Произведения искусства лежали в историко-художественном музее-заповедиике уже несколько лет, из Бурятии за ними никто не приезжал, поэтому их предложили Иркутскому музею, но при условии, чтобы мы забрали их сразу же.

Я немедленно согласился, не подумав, как все это осуществить практически. При встрече директор Загорского музея предложил нам еще дополнительные вещи, которые ранее не входили в список передачи. В результате мы отобрали 38 живописных и несколько графических работ и одну тяжелую мраморную статую.

Оформив акты передачи, я вынес на площадку вещи из фондохранилища и занялся поисками транспорта. С большим трудом нашел открытую грузовую машину, которая направлялась но каким-то делам в Москву. Предъявленные администрацией музея жесткие условия заставили меня пойти на рискованный шаг - перевозить вещи неупакованными и в открытой машине. Но успокаивала погода. Был ясный солнечный день, небо чистое, голубое, ни единого облачка.

Я залез в кузов поближе к своим сокровищам. Проехали уже больше половины пути, вдали замаячила окраина столицы. И тут неожиданно вывернулась тучка, полил дождь. Причем появился он так мгновенно, что для прикрытия картин, я кое-как успел сбросить с себя плащ. Его оказалось недостаточно, пошли в ход пиджак, верхняя и даже нижияя рубашки. К музею восточных культур, бывшему базой сбора экспонатов, я прибыл в насковзь мокром белье. Но зато экспонаты не пострадали и вещи из Загорска, Москвы и Ленинграда были доставлены в Иркутск.