О важности работы рестовраторов. Часть вторая

О К. Ф. Шинкеле биографические сведения опубликованы во многих справочниках, а вот сведениями о каком-то Лоурете мы не располагали, но видно было, что и второе полотно по своему живописному мастерству нисколько не уступает картине Шинкеля.

К счастью, библиотека Иркутского областного художественного музея обладает ценным изданием на немецком языке - словарем художников в тридцати семи томах, выпущенном в Лейпциге. В нем перечислены почти все наиболее известные художники мира различных школ и эпох.

Мы нашли имя Лоурета, но у него оказались не те инициалы и жил он на столетие раньше. Тогда стали просматривать аналогичные имена, начинающиеся не только с буквы "L", по с буквы "I" и "J".  А может быть, подпись на картине начиналась с буквы "Т"? Действительно, в словаре мы нашли автора нашей картины, причем в двух разночтениях: "N. F. Thouret" и "N. F. Touret". Вторая транскринция вполне соответствовала нашей подписи на полотне: "N. F. Touret".

Из словаря мы узнали, что Торет Николаус Фридрих родился в 1767 году в Людвигбурге, умер в 1845 году в Штутгардте. Учился живописи сперва в Людвигбурге, затем продолжил образование в Париже, а для изучения архитектуры в 1793 году уехал в Рим. Здесь он находился более трех лет, до 1796 года включительно. Эта дата пребывания в столице Италии подтверждается и па нашей картине. В 1797 году Торет встречается со знаменитым немецким поэтом, выдающимся представителем просвещения в Германии, разносторонним ученым Иоганном Вольфгангом Гете. По его рекомендации он реставрирует Веймарский замок, занимается реконструкцией театров и проектированием парковых ансамблей. В 1799-1800 годах в Веймаре офоромляет жилые покои дворца в неоклассическом стиле, а с 1818 года занимается педагогической деятельностью, являясь наставником архитекторов в строительной коллегии.

Карл Кинкель более известен, чем Н. Торет, особенно как архитектор. Он представитель классицизма, автор величественных сооружений в Берлине. Руководил достройкой Кёльнского собора, в России по его проектам сооружена готическая капелла в Петергофе п дворец в Ореанде на побережье Крыма. Им также написано несколько теоретических работ по архитектуре. В ранний период своего творчества Шинкель успешпо занимался живописью, и его пейзажи нашли свое достойное место не . только в частных собраниях, но и в государственных художественных музеях.

Мы не знаем, когда и откуда у Ф. Е. Вишневского - нашего дарителя, появились обе картины. Но, видимо, в связи с тем, что и Шинкель и Торет были близки по живописной манере, оба занимались архитектурой, жили и работали в одно и то же время в Германии, многие поколения владельцев приписывали эти картины одному автору. Но благодаря кропотливой и пастойчивой работе молодого реставратора ошибка была исправлена, и у нас в музее появилось новое имя.