Художник Евгений Кацман. Часть вторая

В первые годы Советской власти Е. А. Кацман был одним из организаторов Ассоциации художников революционной России (АХРР), превратившейся в паиболее массовое творческое объединение художников и сыгравшей решающую роль в повороте нашего изобразительного искусства к советской тематике. Реализм был осповой творчества самого художника. Портреты его точно воссоздавали облик человека, выражали глубокую жизненную правду образа. За годы Советской власти он создал . огромную портретную галерею выдающихся деятелей Коммунистической партии, Советского государства, представителей передового рабочего класса, литературы и искусства. Среди них были портреты А. В. Луначарского, Ф. Э. Дзержинского, Е. М. Ярославского, М. В. Фрунзе, С. М. Буденного, К. Е. Ворошилова, псторика А. М. Панкратовой: писателей Л. М. Леонова, Ю. И. Либединского, Б. А. Лавренева; художников И. И. Бродского, Е. М. Ченцова, Б. В. Иогансона; композитора Р. М. Глиэра и др. Образы этих людей являются сейчас не только художественной, но и историко-документальной ценностью.

Творчество художника тесно связано с жизнью советского парода. Евгений Александрович - автор серии групповых портретов крестьян-колхозников: "Ходоки у М. И. Калинина", "Ка-лязинские кружевпицы", "Чтение Советской конституции". С любовью Кацман работает над образом детей: "Встреча челюскинцев", "Пионеры у старика-крестьянина", "От советского Информбюро", "Друзья", "Умелые руки", "Учиться, учиться и учиться!" п другие. Евгений Александрович больше всего работал в технике пастели, хотя иногда писал свои произведения маслом.

Из года в год Иркутский музей расширяет в своих фондах коллекцию произведений Кацмана. Мы уже рассказывали о том, что в начале шестидесятых годов у работников музея возникла идея организовать выставку подарков. Узнав об этом, Евгений Александрович сказал: "Я с удовольствием дарю Иркутскому музею свой автопортрет, связанный с самыми тяжелыми днями моей юности, выполненный в 1912 году".

А спустя несколько лет, в 1966 году, Министерство культуры СССР передает еще две работы, созданные Кацманом в первые годы Советской власти, когда его мастерская была в Кремле, - это портреты начдива Первой конной армии О. И. Городовикова и дипкурьера И. А. Махмасталя. Оба портрета выполнены в излюбленной манере автора: первый - карандашом на бумаге, а второй - карандашом и сангиной.
 
Вот что в своих воспоминаниях пишет художник о тех временах: "В эту кремлевскую мастерскую приходило много интересных и больших людей революции, и в ней я сделал много портретов за пятнадцать лет (с 1923). Кремлевская мастерская помещалась в зимнем саду Кремля, Беседы с замечательными людьми были университетом не только для меня, но и для моих товарищей. Ко мне приходили в кремлевскую мастерскую товарищи-художники, и вот в беседах с руководителями партии и правительства мы зрели и политически. В моей мастерской была Клара Цеткин, я не успел ее зарисовать, она была не более получаса, но я запомнил ее чрезвычайно выразительное лицо, сверкающие умом глаза. В этой мастерской я сделал портрет Сажина, который был членом I Интернационала. Во время сеансов он много рассказывал о Марксе, которого он знал при жизни. Ко мне ваходнл соратник Ленина Ольминский, уже глубокий старик, и мы с ним говорили о Ленине. Я с него сделал три портрета - у него было прекрасное лицо. Он был болен и мог давать только короткие сеансы - не более получаса".