Картины, подаренные К.К. Басевич. Часть вторая
В комнате, где мы сидели и пили чай, Казимира Константиновпа указала мне еще на одип этюд, сказав: "Угадайте, кто?" Я долго размышлял и затем попросил разрешения подойти поближе. Она разрешила. Но и тогда определить авторство этого этюда я не смог. Басевич сказала, что эта работа вывезена из Сибири и принадлежит кисти иркутского живописца Николая Андреевича Андреева, о котором мы говорили в предыдущей главе. Итак, условия были выполнены, и я стал упаковывать работы Серебряковой, Колесникова и этюд Андреева "Река Ушаковка вблизи Иркутска". Он стал дополнением к той небольшой коллекции этого художника, которая хранилась в музее.
Каким образом картины оказались у Басевич? В молодые годы, будучи студенткой Иркутского университета, Казимира Константиновна заинтересовалась искусством, стала посещать выставки местных художников и отдельные их произведения оказались ее собственностью. С тех нор, например, сохранился у нее этюд иркутского живописца Н. А. Андреева. Позднее Казимира Константиновна уехала в Ленинград, вышла замуж, супруг ее стал профессором, и она продолжала свое любимое дело - коллекционирование произведений русских художников начала XX века. Везде и всюду - в комиссионных магазинах, у коллекционеров, у нуждающихся престарелых людей - приобретала она картины и стала таким образом обладательницей большой коллекции. После смерти мужа, не имея наследников, основную часть своего собрапия она передала в дар Третьяковской галерее, а все остальные вещи разошлись по частным собраниям. Три работы оказались в Иркутском музее.
Лучшая из них - "Стирка белья" С. Ф. Колесникова. Степап Федорович Колесников (1879-1955) учился в Одесской художественной школе, а затем в Петербургской Академии художеств у профессора А. А. Киселева и получил звание художника за картину "Весна". Его произведения имеются во многих художественных музеях страны. Это удивительно плодотворный художник-пейзажист. Мотивы обыденного пейзажа приобретают у него напряженное драматическое толкование. Он пишет вспаханные поля, холмистые дали, только что освобожденную от снежного покрова землю. Любит использовать темно-серые и коричневые тона, световые и цветовые контрасты. В своих пейзажах Колесников широко использовал жанровые мотивы, подтверждение тому - "Стирка белья". Тесную связь С. Ф.'Колесников поддерживал с Товариществом южнорусских художников, периодически участвуя на их выставках. Систематически экспонировал свои работы на выставках общества имени А. И. Куинджи и других. С 1920 года проживал в Югославии и там скончался.