О важности работы рестовраторов

Летом 1982 года в выставочном зале Иркутского областного художественного музея проходила интересная выставка. Экспонировались возрожденные произведения изобразительного искусства. Иркутская реставрационная мастерская, чьи труды были представлены здесь, начала свою жизнь как филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря (ВХНРЦ) в Москве.

К этому времени в мастерской было уже девять реставраторов, все они являлись выпускниками художественного отделения Иркутского училища искусств и периодически стажировались в Москве в ВХНРЦ. В своей сложной и ответственной специальности "лекарей" картин они осуществили много восстановительных работ и дали новую жизнь большому числу произведений искусства.

С первых дней возглавляет мастерскую реставратор первой категории Нина Ивановна Рубцова, которая после окончания Иркутского художественного училища сначала работала реставратором в художественном музее, а с открытием в Иркутске специальной мастерской стала наставником и руководителем молодых реставраторов. За пять лет, к открытию выставки, коллектив молодых художников-реставраторов возродил более 150 произведений живописи русского дореволюционного, советского и зарубежного творчества.
Демонстрировались работы из семи музеев Сибири, но понятно, что наибольшее число выставленных картин оказалось из собрания Иркутского областного художественного музея, так как ему принадлежала инициатива в создании мастерской.

Мы расскажем о результатах всего только одной реставрации, связанной с открытием нового автора.

Среди многих полотен западноевропейского искусства, представленных в экспозиции, находились рядом два полотна: первое - "Пейзаж с фигурами" К. Ф. Шинкеля (1781-1841), второе - "Нахождение Моисея" Н. Ф. Торета (1767-1845). Обе картины близки по живописной манере и исполнены, примерно, в один и тот же период.

Они появились в Иркутском музее одновременно в 1976 году, подарил их музею московский коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский и числились обе кисти немецкого живописца, графика и архитектора Карла Шинкеля.

Картины имели загрязнения, небольшие вмятины, в отдельных местах живопись была покрыта позднейшими тонировками и записями, красочный слой почти по всей поверхности холста имел сеть кракелюр - мелких трещин живописного слоя. Музей передал картины на реставрацию во вновь организованный филиал ВХНРЦ.

Над восстановлением полотен стала трудиться молодая художница-реставратор Елена Киселева. Не торопясь, кропотливо, но тщательно, приступила она к промывке ветхих холстов. После промывки на одном из них подтвердилась подпись Б1инкеля и дата исполнения - 1815 год, но второе полотно преподнесло "сюрприз". На пем обнаружилась авторская подпись с обозначением места и даты создания картины - "Рим 1796 год". А когда давнишние записи повторно стали удалять тампоном, то открылась и авторская подпись: "N, F. Louret".